Галерея автомотостарины. Номерные знаки СССР образца 1934 года.
В этом семействе номеров страна поделена на 45 регионов (дортрансов), в каждом из
которых выдавались свои уникальные номера, отличающиеся от других дортрансов
указанием названия дортранса во второй строке номера.
Статья в журнале "Дорога и автомобиль" №3, 1934: страница 51, страница 52.
На время действия этого стандарта пришлось интенсивное изменение границ административных территорий, поэтому число дортрансов увеличилось.
Условные названия дортрансов на начало 1934 года (в скобках - состав из областей СССР на 1991):
1. Северный (Архангельская и Вологодская обл., Коми АССР (с 5 XII 1936 отделилась))
44 СЕВЕР и 48 СЕВЕР (ГАЗ-А, Емецк, автопробег Архангельск - Петрозаводск - Архангельск, 1934, 111кБ).
4-67 СЕВЕР (ФИАТ пожарный, Архангельск, 17 XII 1934, 104кБ).
9-46 СЕВЕР (ГАЗ-А, Кадниковский район (так в первоисточнике), 1935, 84кБ).
12-08 СЕВЕР (ГАЗ-3 1937 года, Вологодский район, Молочное, улица Коминтерна, 1937, 125кБ).
14-48 СЕВЕР (ГАЗ-АА бортовой, Архангельск, 114кБ).
23-50 СЕВЕР (ГАЗ-АA, Архангельск, 1 V 1937, 168кБ).
31-36 СЕВЕР (ГАЗ-АА бортовой, Верхне-Матигорский колхоз имени Калинина, Холмогорский район, 114кБ), это старший известный мне номер.
2. Карельский (Карелия примерно без Лахденпохского, Питкярантского, Сортавальского и Суоярвского р-нов)
13-55 КАРЕЛИЯ (ЗиС-5 бортовой 1935-1937 года, Петрозаводск, 18 VI 1937, 155кБ). Это старший известный мне номер.
3. Ленинградский (Ленинградская без Выборгского и Приозёрского р-нов, Мурманская, часть Калининской, Новгородской и Псковской обл.)
3-52 ЛЕН-ГРАД (Opel, Ленинград, 61кБ, передний номер, 73кБ).
4-81 ЛЕН-ГРАД (Ford V8 1932 года, Ленинград, 86кБ, передний номер, 79кБ).
9-90, 9-93, 15-69, 9-32, 9-92 ЛЕН-ГРАД (Форды-А, Ленинград, гараж предприятия "Красный Треугольник", 1934, 419кБ).
14-20 ЛЕН-ГРАД (Overland 1927 года, Гатчина, 6 IX 1936, 81кБ).
17-25 ЛЕН-ГРАД (ГАЗ-М1 1936-37 года, 97кБ), задний номер, 79кБ).
18-28 ЛЕН-ГРАД (Ford V8 1933 года, Ленинград, 84кБ, передний номер, 74кБ).
2-22-39 ЛЕН-ГРАД (Ford AA 1928-1929 года с бампером от Ford BB 1932 года, 85кБ).
2-22-70 ЛЕН-ГРАД (АМО-3 ранний, 79кБ).
2-88-98 ЛЕН-ГРАД (ЗиС-5 ассенизационный, 78кБ), задний номер, 55кБ.
3-00-30 ЛЕН-ГРАД (ГАЗ-АА автобус-фургон, 87кБ), задний номер, 83кБ)
6-13-33 ЛЕН-ГРАД (ЗиС-5 или 11 пожарный, Ленинград, 297кБ).
6-59-23 ЛЕН-ГРАД (ГАЗ-А, 94кБ), старший известный мне номер - 6-86-61.
1-10-21 ЛЕН-ГРАД ("Красный Октябрь", 117кБ), это старший известный мне областной мотоцикл, в Ленинграде старший известный мотономер - 11-52.
4. Западный (Смоленская, Брянская, часть Псковской, Калининской (до 29 I 1935), Калужской и Орловской обл.)
2-77 ЗАПАД (ГАЗ-А, Смоленск, Витебское шоссе, дом МББ ж/д, Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги, 240кБ).
2-78 ЗАПАД (ГАЗ-А, Смоленск, автозаправочная станция на Заднепровской площади, 187кБ).
37-10 ЗАПАД (ЗиС-13 бортовой, Великие Луки(?), испытание нового моста, 1937, 214кБ).
40-37 ЗАПАД (ЗиС-5 бортовой 1933-1935 годов, 104кБ), это старший известный мне номер.
5. Московский (Московская, Тульская, часть Владимирской, Калининской, Калужской и Рязанской обл.)
0-00-60 МОСКВА (Ford A Tudor 1931 года, 141кБ).
0-01-53 МОСКВА (ЗиС-5 передвижная радиостанция ОРУДа, Москва, 1935, 63кБ).
0-70-33 МОСКВА, 1-78-70 МОСКВА (ГАЗ-АА и Ford-A 1930 года, Москва, 1935, 219кБ).
3-38-21 МОСКВА (ГАЗ-M1 1936-37 года, 225кБ).
3-96-36 МОСКВА (ЗиС-5 фургон-автобус, трамвайное депо им. Артамонова, 1937, 190кБ, вид спереди, 149кБ). Номера на 0, 1, 2, 3, 4 - Москва, старший известный мне номер - 4-02-39 МОСКВА.
5-86-39 МОСКВА (ЗиС-8, Орехово-Зуево, 1935, 206кБ). Номера на 5 - Московская область, это старший известный мне номер. Номеров на 6, 7, 8, 9 не известно.
0-02-50 МОСКВА (Harley-Davidson VS 1931 года, 61кБ, передний номер, 101кБ).
0-10-37 МОСКВА (просто мотономер, 16кБ).
0-27-39 МОСКВА (ПМЗ-А750 1935-37 года, 76кБ), это старший известный мне номер.
12 МОСКВА (странный номер в инверсной окраске, журнал "За рулём", №1 1940, 95кБ).
6. Иваново-Промышленный (Ивановская, Костромская (часть ушла 11 III 1936), Ярославская (до 11 III 1936), часть Владимирской обл.)
2-37 ИВАНОВО (Mercedes-Benz пожарный, Иваново, 146кБ)
3-18 ИВАНОВО (ГАЗ-А, Родники, 1935, 175кБ)
37-54 ИВАНОВО (ГАЗ-А, Борисоглеб, 80кБ)
50-96 ИВАНОВО (ГАЗ-А, празднование Дня конституции, Рыбинск, Красная площадь, 6 VII 1936, 219кБ), старший известный мне номер - 81-80.
2-26 и 2-33 ИВАНОВО (Иж-7, 1934, 91кБ).
2-33 ИВАНОВО (Иж-7, 1934, 130кБ).
5-56 ИВАНОВО (Иж-7 1936 года, 149кБ), старший известный мне номер - 8-03.
7. Горьковский (Горьковская, Кировская (до 7 XII 1934), восток Владимирской обл., Удмуртия (до 7 XII 1934) и Марийская автономная область)
25 ГОРЬКИЙ (ГАЗ-А, Сормово, 137кБ)
5-16 ГОРЬКИЙ (ГАЗ-АА цистерна, Горький, 1936, 58кБ)
6-35 ГОРЬКИЙ (ГАЗ-М1 прототип, Горький, 8кБ)
6-35 ГОРЬКИЙ (ГАЗ-М1 более поздний прототип с тем же номером (другая облицовка и колёса, номер слева), Горький, 70кБ и 37кБ)
26-51 ГОРЬКИЙ (ГАЗ-АА, 106кБ).
40-10 ГОРЬКИЙ (трактор Фордзон-Путиловец дорожных ремонтников, Горький, 1936, 70кБ)
48-22 ГОРЬКИЙ (ГАЗ-А, 163кБ), это старший известный мне номер.
Старший известный мне мотономер - 14.
8. Чувашский (Чувашия)
91 ЧУВАШИЯ (ГАЗ-А, Чебоксары, 1934, 20кБ)
4-14 ЧУВАШИЯ (ГАЗ-А, 25кБ).
6-87 ЧУВАШИЯ (ГАЗ-АA, 64кБ).
Старший известный мне номер - 9-36 ЧУВАШИЯ.
9. Татарский (Татария)
4 ТАТАРИЯ, 9-01 ТАТАРИЯ (Buick 1933 года и ГАЗ-АА, Казань, 100кБ)
39 ТАТАРИЯ, 30-20 ТАТАРИЯ (ГАЗ-АА, Лаишевская автошкола, 28 I 1937, 39кБ)
5-42 ТАТАРИЯ (ГАЗ-А, Верхний Услон, 287кБ)
17-10 ТАТАРИЯ (ГАЗ-А, Рыбная Слобода, 78кБ)
21-98 ТАТАРИЯ (ГАЗ-А, 6 I 1936, 46кБ)
25-84 ТАТАРИЯ (ГАЗ-А, 24 III 1937, 69кБ)
34-20 ТАТАРИЯ (ГАЗ-АА, Казань, 156кБ), это старший известный мне номер.
10. Центрально-Чернозёмный (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская и часть Орловской обл.),
13 VI 1934 разделён на Воронежский и Курский автодоры, см. 46 и 50 ниже.
10-65 ЦЧО (ЗиС-5, Богучарская МТС, 274кБ), это старший известный мне номер.
11. Средне-Волжский (Куйбышевская, Пензенская, Оренбургская (до 7 XII 1934) и Ульяновская обл., Мордовская АССР), переименован в Куйбышевский 27 I 1935.
9-44 СР.ВОЛГА (ЗиС-8, Куйбышев, у парка имени Горького, лето 1935, 66кБ), это старший известный мне номер, старший известный мне мотономер - 67.
55-80 КУЙБЫШЕВ (ГАЗ-АА санитарная, Пенза, роддом, 1936-1937, 116кБ).
93-58 КУЙБЫШЕВ (ГАЗ-АА, Пенза, 1937, 78кБ), это старший известный мне номер.
12. Саратовский (Саратовская обл. без АССР Немцев Поволжья (Красноармейский, Краснокутский, Ровенский, Советский, Фёдоровский, Энгельсский р-ны))
2-83 САРАТОВ (ГАЗ-АА автобус, 90кБ).
4-98 САРАТОВ (ГАЗ-А, 31кБ).
76-16 САРАТОВ (ГАЗ-А, дорога Кондольский район - Петровск, 85кБ), это старший известный мне номер, мотономер - 9-10.
13. Сталинградский (Астраханская, Сталинградская обл. (без Жирновского и Старополтавского р-нов), Калмыкия (отделена 5 XII 1936))
5 СТАЛИНГРАД (Buick 1933 года, 108кБ).
31-67 СТАЛИНГРАД (просто номер, 196кБ).
31-94 СТАЛГРАД (ГАЗ-АА, Тормосин Чернышковского р-на, 443кБ).
53-59 СТАЛИНГРАД (ГАЗ-АА, 10 VIII 1936, 104кБ), старший известный мне номер - 66-02.
14. Немцев-Поволжья (АССР Немцев Поволжья)
13-54 Н.ПОВОЛЖ. (ГАЗ-АА интегральный фургон Энгельсского мясокомбината, 175кБ), это старший известный мне номер
15. Башкирский (Башкирия)
06-70 БАШКИРИЯ (ГАЗ-АA бортовой, 80кБ).
07-82 БАШКИРИЯ (ГАЗ-АA бортовой, 403кБ), старший известный мне номер - 47-01.
16. Свердловский (Пермская и Свердловская обл.), 17 I 1934 переименован из Уральского в Свердловский, на номерах это отразилось в 1936-м.
00-67 УРАЛ (ГАЗ-А, Свердловск, 1934, 194кБ).
30-53 УРАЛ (ГАЗ-АА ПМГ-1, Красный Камень, Новый Тагил, 31 XII 1935, 198кБ).
54-65 УРАЛ (ЯС-1, Красный Камень, Новый Тагил, 31 XII 1935, 164кБ), это старший известный мне номер.
02-77 СВЕРДЛОВСК (ЯГ-4 поливалка, Свердловск, 101кБ).
14-15 СВЕРДЛОВСК (ГАЗ-АА скорая помощь, 1936, 139кБ), старший известный мне номер - 63-73 СВЕРДЛОВСК.
?-?? УРАЛ (Иж-7, мотопробег Лысьва - Чусовой, 1937, 76кБ), это единственный известный мне номер.
17. Челябинский (Челябинская обл.)
1 ЧЕЛЯБИНСК (ГАЗ-А, 4кБ)
20-74 ЧЕЛЯБ-СК (ГАЗ-А, подаренный горновому Магнитогорского комбината Герасимову Г.И., 1935, 104кБ).
21-85, 21-86, 21-82, 21-84, 21-83 ЧЕЛЯБИНСК (2 ЗиС-5, ГАЗ-А, 2 ГАЗ-АА, курсы Автодора, Златоуст, 432кБ).
27-00 ЧЕЛЯБ-СК (ГАЗ-А, Кизильское, 57кБ).
34-50 ЧЕЛЯБИНСК (ГАЗ-А, 139кБ).
40-98, 40-96, 40-97 ЧЕЛЯБИНСК (ГАЗ-АА, Миньяр, 359кБ).
42-58 ЧЕЛЯБИНСК (ГАЗ-А, Златоуст, 1936, 285кБ, машина в Златоусте с 5 VIII 1935).
60-45 ЧЕЛЯБИНСК (ГАЗ-А, Верхний Уфалей, 75кБ), старший известный мне номер - 84-03 ЧЕЛЯБИНСК.
00-19 ... (Л-300 "Красный Октябрь", Магнитогорск, 58кБ), старший известный мне номер - 00-40 ЧЕЛЯБИНСК.
18. Обско-Иртышский (Курганская, часть Омской, Тюменская обл.), до 7 XII 1934. Изображений номеров ОБЬ-ИРТЫШ пока не найдено.
19. Крымский (Крымская АССР)
1-01 КРЫМ (ГАЗ-А, Алушта, 1935, 139кБ).
10-15 КРЫМ (ГАЗ-АА бортовой, Ялта, 149кБ).
14-24 КРЫМ (ГАЗ-АА открытый туристический автобус, Судак, 1935, 107кБ), старший известный мне номер - 44-04.
1-22 КРЫМ (Harley-Davidson JS или JDS 1928 года, 99кБ).
1-66 КРЫМ (Mabeco, Батурин Черниговской обл., 15 VIII 1935, 163кБ), это старший известный мне номер.
20. Северо-Кавказский (Ставропольский край, Кабардино-Балкарская АССР, Северо-Осетинская АССР и Чечено-Ингушская АССР (с 5 XII 1936 эти три республики стали самостоятельными регионами)), 13 III 1937 край переименован в Орджоникидзевский.
0-09-31 С-КАВКАЗ (ГАЗ-АА, 5 IV 1935, 19кБ).
0-57-59 С-КАВКАЗ (ГАЗ-А, Нальчик, 82кБ).
0-72-91 С-КАВКАЗ (ГАЗ-АА бортовой, Нальчик, 180кБ).
0-74-xx С-КАВКАЗ (ГАЗ-3, Пятигорск, 26 X 1935, 98кБ), старший известный мне номер - 1-06-29.
1-57-02 ОРДЖ.КРАЙ (ЗиС-5, 68кБ), это старший известный мне номер. У меня нет уверенности в реальности такого знака, это может быть фантазия ретушёра, - до реформы номеров оставалось два месяца, и не было никакого смысла менять все номера ради такого короткого периода. Впрочем, имя края на номере могли сменить при допечатке новой партии знаков.
21. Азово-Черноморский (Ростовская область и Краснодарский край)
0-03-01 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-А, Ростов, 1934, 97кБ).
0-12-72 АЗОВ-ЧЕР (Steyr VII, Красный Сулин, 101кБ).
0-28-92 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-А, 66кБ).
0-29-00 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-А, Сочи, 245кБ, номер крупно, 10кБ).
0-72-22 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-А, 193кБ).
0-80-94 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-АA, 1937, 96кБ).
1-00-30 АЗОВ-ЧЕР (FIAT, Ростов, 1 IX 1934, 188кБ).
1-08-61 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-А, Армавир, 15 X 1935, 95кБ).
1-23-39 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-АA, Анапский винкомбинат, 1935, 75кБ).
2-02-30 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-М1 писателя Николая Островского, Сочи, 1936, 203кБ).
2-30-90 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-АA, коммуна "Сеятель" Сальского р-на, 67кБ), это старший известный мне номер.
0-02-79 АЗОВ-ЧЕР (Harley-Davidson с чужим мотором, 68кБ), это старший известный мне номер.
22. Дагестанский (Дагестан), старший известный мне номер - 04-76 ДАГЕСТАН.
23. Казакский (Казахстан), старший известный мне номер - 94-47 КАЗАКСТАН.
24. Киргизский (Киргизия)
0-40-32 КИРГИЗИЯ (ГАЗ-М1, Фрунзе, 65кБ), это старший известный мне номер.
25. Кара-Калпакский (Кара-Калпакия), изображений номеров КАРАКАЛП пока не найдено.
26. Западносибирский (Алтайский край и часть Красноярского (до 7 XII 1934) края, Кемеровская, Новосибирская, часть Омской (до 7 XII 1934), Томская обл.)
23-36 и 23-03 З-СИБИРЬ (ГАЗ-А, Тара, 1934, 372кБ)
2-05-50 З-СИБИРЬ (ЗиС-5, Кривощёковский выселок, 307кБ), старший известный мне номер - 2-26-74.
27. Восточносибирский (Иркутская и запад Читинской обл., часть Красноярского края (до 7 XII 1934))
14-63 В-СИБИРЬ (ГАЗ-А, 210кБ), старший известный мне номер этого написания - 43-87.
2-39-97 В С (ГАЗ-АА, станция Шилка Забайкальской ж.д., 11кБ), это единственный известный мне номер этого написания.
28. Бурято-Монгольский (Бурятия)
08-98 БМАССР (Buick 1933 года выпуска, Улан-Удэ, 1934, 183кБ), это единственная известная мне фотография.
29. Якутский (Якутия)
07-28 ЯКУТИЯ (ГАЗ-М1 1937 года, Якутск, Центральный исполком, VII 1937, 77кБ), это старший известный мне номер.
30. Дальневосточный (Приморский и Хабаровский края, Амурская, Магаданская обл., Чукотка, Камчатка, восток Читинской обл., северный Сахалин)
0-00-81 ДВК (ГАЗ-АA, автопробег Петропавловск - Большерецк - Петропавловск, Камчатка, 59кБ).
30-19 ДВК (просто номер, треугольная печать, 163кБ), размер знака 36 х 18,5 см.
75-82 ДВК (ГАЗ-АA, треугольная печать, Переяславка, 127кБ).
86-31 ДВК (ГАЗ-А, Вяземский район, 333кБ).
86-34 ДВК (ГАЗ-А, Комсомольск-на-Амуре, 10 IV 1936, 103кБ).
2-55-39 ДВК (ГАЗ-А, круглая печать, 52кБ), это старший известный мне номер.
00-23 ДВК (Indian, Владивосток, 93кБ), это старший известный мне мотономер.
31. Одесский (Николаевская, Одесская, часть Кировоградской и почти вся Херсонская обл.)
4-60-45 ОДЕССА (скорая помощь конструкции С.К.Карасёва, построенная 26 X 1936 в единственном экземпляре на шасси ГАЗ-АА на судостроительном заводе имени А. Марти в Николаеве, 52кБ). Старший известный мне номер - 4-62-16.
32. Харьковский (Харьковская, Сумская и Полтавская обл.)
1-71-32 ХАРЬКОВ (какой-то циклекар, не исключено, что кустарной сборки, 88кБ).
1-78-11 ХАРЬКОВ (ГАЗ-А, 90кБ).
2-09-24 ХАРЬКОВ (ГАЗ-М1, 76кБ), это старший известный мне номер, мотономер - 2-22-67.
33. Киевский (Киевская, совр. Житомирская, часть Кировоградской и Черкасская обл.)
25 КИЕВ (ГАЗ-А, Киев, круглая печать, 1934, 157кБ).
24-57 КИЕВ (Chevrolet санитарный 1929 года, Киев, круглая печать, 259кБ).
1-21-93 КИЕВ (ГАЗ-АА санитарная, Киев, круглая печать, 199кБ).
1-41-73 КИЕВ (ГАЗ-М1, Киев, треугольная печать, 1936-37, 200кБ), это старший известный мне номер.
72 КИЕВ (неустановленный мотоцикл, 93кБ), это старший известный мне мотономер.
34. Черниговский (Черниговская обл.)
5-93-60 ЧЕРНIГIВ (Ford-A 1930 года, 20кБ), старший известный мне номер - 5-99-73 ЧЕРНИГОВ (по-русски).
35. Днепропетровский (Днепропетровская и Запорожская обл.)
0-06-19 ДНЕПР (ЗиС-5 1935-1937, 88кБ), старший известный мне номер - 0-14-45.
36. Донецкий (Донецкая и Луганская обл.)
2-48-78 ДОНЕЦ (ГАЗ-4, 59кБ).
2-70-83 ДОНЕЦ (ГАЗ-А, 86кБ, номер крупно, 78кБ), старший известный мне номер - 3-08-94, мотономер - 2-40-87.
37. Винницкий (Винницкая и совр. Хмельницкая обл.)
5-20-47 ВИННИЦА (ГАЗ-АА бортовой, 245кБ).
Известен номер 18-32 ВИННИЦА.
38. Молдавский (левобережная Молдавия), единственный известный мне номер - 7-26-58 МОЛДАВИЯ.
* В Молдавии не было 72658 автомобилей! Есть уверенность, что восемь украинских дортрансов (№№ 31-38) заранее распределили числовые диапазоны. Только Днепропетровск противоречит этой теории. Впрочем, и его номера не пересекаются ни с кем, поскольку начинаются с незначащих нулей, в отличие от Киева.
39. Армдортранс (Армения).
4-63 АРМЕНИЯ (ГАЗ-АА бортовой фургон, Ленинакан, 97кБ).
5-12 АРМЕНИЯ (Форд-В8 1932 года, Ленинакан, 97кБ). Это старший известный мне номер.
40. Груздортранс (Грузия, с какого-то года без Абхазии и Аджарии)
41-3x ГРУЗИЯ (ГАЗ-4, Цхалтубо, 29 V 1935, 189кБ), это старший известный мне номер, мотономер - 1-42.
41. Аздортранс (Азербайджан)
23-92 БАКУ (ЗиС-5 автобус бакинского производства, 188кБ), это старший известный мне номер.
42. ГДТ БССР (Белоруссия в границах до 1939 года)
42-46 БССР (Packard 1927 года, 11 VII 1935, 96кБ), старший известный мне номер - 48-25.
43. ГДТ УзбССР (Узбекистан без Каракалпакии)
2-07 УЗБ-СТАН (Ford-A 1928 или 1929 года, 57кБ)
47-72 УЗБ-СТАН (ГАЗ-3, Самарканд, 1935, 108кБ)
1-35-90 УЗБ-СТАН (ЗиС-5 бортовой автобус, Ташкент, 44кБ), это старший известный мне номер.
66 УЗБ-СТАН (Л-300 "Красный Октябрь", пробег 1937, 79кБ, задний номер, 88кБ).
68 УЗБ-СТАН (Л-300 "Красный Октябрь", пробег 1937, 88кБ), заднего номера нет или потерян.
68 и 76 УЗБ-СТАН (Л-300 "Красный Октябрь", пробег 1937, 111кБ), это старший известный мне номер.
44. ГДТ ТуркССР (Туркмения)
24 ТУРК-СТАН (Фордзон-Путиловец 1929-1932 годов, 1934, 108кБ).
3-25 ТУРК-СТАН (АМО-3 бортовой, 1934, 89кБ).
15-19 ТУРК-СТАН (ЗиС-5 бортовой, колхоз "Большевик", Байрам-Алинский район, 86кБ), это старший известный мне номер.
45. ТаджССР (Таджикистан), TOCI-STON.
5-93 TOCI-STON (Форд-А фаэтон 1930 года, 1935, 99кБ), старший известный мне номер 17-41.
Позже добавились:
46. Воронежский (Воронежская, Липецкая, Тамбовская, часть Белгородской, Орловской и Рязанской обл.), с 13 VI 1934, выделен из Центрально-Чернозёмной обл..
42-26 ВОРОНЕЖ (ГАЗ-АА дезавтомашина, Воронеж, 1936, 56кБ)
47-06 ВОРОНЕЖ (ГАЗ-АА дезавтомашина, Воронеж, 1936, 35кБ).
58-77 ВОРОНЕЖ (ГАЗ-АА, Усмань, 156кБ), это старший известный мне номер.
47. Калининский (Калининская обл.), с 29 I 1935, из 51 района Московской, Западной и Ленинградской областей.
0-06-19 КАЛИНИН (ГАЗ-А, Калинин, 18 X 1936, 228кБ).
0-13-60 КАЛИНИН (ГАЗ-АА пожарный ПМГ-1, посёлок ТОС, 51кБ).
0-22-49 КАЛИНИН, 0-17-33 КАЛИНИН, 0-17-32 КАЛИНИН (ГАЗ-АА бортовые, Кимры, перекрёсток улиц Луначарского и Розы Люксембург, 433кБ), это старший известный мне номер.
48. Кировский (Кировская обл., Удмуртия), с 7 XII 1934, выделен из Горьковского края, с 28 XII 1934 Удмуртия (кроме Сарапульского округа) стала отдельным автодором.
55 КИРОВ (трактор Fordson, Киров, 1935, 121кБ)
4-16 КИРОВ (ГАЗ-А, гараж Сарапульской МТС, 12 VIII 1935, 215кБ), старший известный мне номер - 19-x0, мотономер - 38.
49. Красноярский (Красноярский край), с 7 XII 1934, выделен из Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского дортрансов.
08-69 КРАС-ЯРСК (Buick 4-дверный турер 1931 года крайисполкома, путь на Георгиевскую площадку, Большая Мурта, 18 VI 1936, 107кБ).
08-69 КРАС-ЯРСК (Buick 1931 года, Большая Мурта, 18 VI 1936, 79кБ).
35-46 КРАС-ЯРСК (ГАЗ-АА, Боготол, 369кБ).
42-02 КРАС-ЯРСК (ГАЗ-АA, Игарка, VI 1938(!), 107кБ), это старший известный мне номер.
50. Курский (Курская, часть Белгородской и Орловской обл.), с 13 VI 1934, выделен из Центрально-Чернозёмной обл..
34-98 КУРСК (ГАЗ-АА, V 1936, 137кБ).
66-27 КУРСК (ЗиС-5, Титовка, 1938, 88кБ)
66-30 КУРСК (ЗиС-5, 88кБ), это старший известный мне номер, мотономер - 7.
51. Омский (Омская обл.), с 7 XII 1934, выделен из Западно-Сибирского и Обско-Иртышского.
07-86 ОМСК (ЗиС-5, Омск, 1 V 1937, 144кБ), старший известный мне номер - 38-08, мотономер - 00-07.
52. Оренбургский (Оренбургская обл.), с 7 XII 1934, выделен из Средне-Волжского.
2-34 ОРЕНБУРГ (ГАЗ-А, Оренбург, 102кБ).
20-72 ОРЕНБУРГ (ГАЗ-А, Оренбург, 186кБ).
24-22 ОРЕНБУРГ (ГАЗ-А, Орск, Никелькомбинат, 111кБ), это старший известный мне номер.
53.Удмуртский (Удмуртия без Сарапульского округа, присоединится только в 1937-м), с 28 XII 1934, выделен из Кировской обл..
0-09 УДМУРТИЯ (ЗиС-5 бортовой, 95кБ).
1-20 УДМУРТИЯ (ГАЗ-4, Глазов, 111кБ).
1-61 УДМУРТИЯ (ГАЗ-3, Ижевск, 1935, 120кБ)
1-76 УДМУРТИЯ (ГАЗ-А, Ижевск, 79кБ).
2-26 УДМУРТИЯ (ГАЗ-АА бортовой, Ижевск, 1937, 91кБ).
2-48 УДМУРТИЯ (Форд-АА агитационный, 293кБ), это старший известный мне номер.
0-1 УДМУРТИЯ (Иж-7, Ижевск, 1936, 142кБ)
5 УДМУРТИЯ (Иж-7, Ижевск, 13кБ)
22 УДМУРТИЯ (Иж-8, XI 1937, 103кБ).
28 УДМУРТИЯ (Иж-7, V 1937, 64кБ), это старший известный мне мотономер.
54. Ярославский (Ярославская и часть Костромской обл.), с 11 III 1936, выделен из Иваново-Промышленной обл..
89-58 ЯРОСЛАВЛЬ (ЗиС-5 и три полуторки ГАЗ-АА, Судиславль, 104кБ), старший известный мне номер - 1-05-10.
55. Коми АССР (время выдачи неизвестно)
10-39 (ГАЗ-М1, Сыктывкар, 294кБ).
Старший известный мне номер - 13-31 с КОМИ АССР в нижней строке.
56. Абхазия (время выдачи неизвестно).
01-32 АБХАЗИЯ (ГАЗ-А, 97кБ), это старший известный мне номер.
57. Аджария (время выдачи неизвестно), единственный известный мне номер - 4-39 АДЖАРИСТАН.
Неустановленные знаки
00-35 СИБИРСК. (ГАЗ-А, 91кБ).
1-57-73. (ЗиС-5, 198кБ).
Специальные знаки:
Транзит (незаводской, чёрные символы на светло-жёлтом).
01-47 ТРАНЗИТ (Renault, Канчалан, Чукотка, X 1936, 63кБ), это единственный известный мне номер.
Транзит 1 (ЗиС, чёрные символы на тёмно-жёлтом, вопреки стандарту).
22-25 ТРАНЗИТ 1 (ГАЗ-А, 31 VII 1935, пригнанный из Москвы в Ленинград, 106кБ).
23-80 ТРАНЗИТ 1, задний номер (шасси ЗиС-5 1935-1937, пригнанное из Москвы на ленинградский завод АТУЛ для установки автобусного кузова, 88кБ и 87кБ), это старший известный мне номер.
Проба (ГАЗ - чёрные символы на белом, ЗиС - белые символы на чёрном, вопреки стандарту).
25 ПРОБА, номер крупно (ГАЗ-3 1935 года, 169кБ), старший известный мне номер - 66.
3-74 ПРОБА (ЗиС-101, 116кБ).
3-77 ПРОБА (De Soto Airflow 1935 года, зима 1936/37, Москва, 108кБ), это старший известный мне номер.
18 [ПРОБА?] (ГАЗ-М1 такси, ГАЗ, 139кБ).
Номера дипломатического корпуса иностранных государств (сначала ничем не отличались, вскоре добавились буквы ДК)
0-28-64 МОСКВА, 0-26-22 МОСКВА (автомобили эстонского посольства Chevrolet 1932 года (0-28-64) и Buick 1931 года (0-26-22), Москва, 104кБ).
ДК 0-27-22 МОСКВА (Hanomag Sturm эстонского посольства, 39кБ), это единственный известный мне номер.
Сборка (внутризаводской номер ГАЗа, возможно, имели право выезда в город для обкатки. Цвет неизвестен.)
18 СБОРКА (ГАЗ-М1, 1936/37, 163кБ), это единственный известный мне номер.
Номера автопробегов (обычно огромные, с порядковыми номерами машин и надписями)
женский автопробег 1 (Ford-A родстер с облицовкой ГАЗ, женский автопробег, 1936, 30кБ, схема автопробега, 109кБ).
женский автопробег 6 (ГАЗ-А, женский автопробег, Татария, 1936, 177кБ).
3 Горький-Памир-Москва (ГАЗ-М1, автопробег ГАЗа, Куня-Ургенч, Туркмения, 1936, 70кБ).
Этот стандарт был введён в действие с 1 января 1934 года, причём предписывалось изъять из обращения знаки предыдущего стандарта (типа К-52-12) к 1 июля 1934 года (однако, даже в Москве 18 VIII 1934 эти знаки ещё были в ходу (305кБ), а в Кирове встречались ещё в начале 1935). Отменено существовавшее ранее правило закрепления знака за машиной постоянно. Теперь при переходе из одного Дортранса в другой следовало сдать прежний знак и получить новый. Знаки нормального размера устанавливались на грузовых и легковых автомобилях, тягачах, транспортных тракторах и прицепках. Знаки на мотоциклах были точно такими же, но уменьшенного размера.
Номерной знак представлял собой прямоугольную дощечку, где на белом фоне чёрным написано:
в верхней строке - порядковый номер до пяти знаков, при этом каждая пара знаков от правого края отделялась знаком тире (для 3, 4 и 5-значных номеров);
в нижней строке - условное обозначение Дортранса (до 8 букв).
Нормальный (автомобильный) номерной знак:
Размеры 35,5 на 18 см.
Высота цифры - 7 см, ширина - 4 см, расстояние между цифрами без тире - 2,5 см, с тире - 3,5 см.
Толщина штриха цифр - 1,2 см.
Длина тире - 1,7 см, толщина тире - 1 см.
Высота буквы - 4 см, ширина - 2,5 см, расстояние между буквами - 2 см, толщина штриха - 0,5 см.
Расстояние между строчками - 3 см, поля - 2 см.
Уменьшенный (мотоциклетный) номерной знак:
Размеры 25 на 13 см.
Высота цифры - 5 см, ширина - 3 см, расстояние между цифрами без тире - 1,5 см, с тире - 2,5 см.
Толщина штриха цифр - 1 см.
Длина тире - 1,2 см, толщина тире - 0,5 см.
Высота буквы - 3,5 см, ширина - 2 см, расстояние между буквами - 1 см, толщина штриха - 0,4 см.
Расстояние между строчками - 2,5 см, поля - 1 см.
Передний номер мотоцикла - двусторонний, задний - односторонний.
Стандарт требовал линию размером 20 на 0,5 см между строчками, но на практике я таких номеров не встречал ни на автомобилях ни на мотоциклах.
Если номер не 5-значный или название Дортранса менее 8 букв, надписи ставились симметрично относительно центральной вертикальной оси, а поля естественным образом увеличивались.
Буквы, цифры и кайма были выпуклыми, штампованными.
Стандарт запрещал красить кайму знака, но на практике такие номера были.
Также стандарт требовал наличия печати учреждения, выдавшего знак, в правом нижнем углу, однако на фотографиях и сохранившихся знаках такой печати может и не быть - небольшая часть номеров вообще самодельная. Печати были круглые или треугольные, и только в Челябинске - овальные. В Киеве начали с круглых, а закончили треугольными, на Дальнем Востоке, - наоборот, сначала были треугольные, затем - круглые. Печати могли иметь подштамповку или быть нанесены просто краской.
Для новых машин, следующих с автозаводов вводились знаки светло-жёлтого фона с чёрными надписями,
отличающиеся тем, что вместо названия Дортранса во второй строке было слово Транзит и цифра, своя для каждого автозавода.
Для автомастерских и заводов, производящих пробу машин выпускался специальный знак, отличающийся от нормального тем, что во второй строке вместо Дортранса было слово Проба с горизонтальными полосками 6 на 1 см справа и слева от него. У меня нет информации, почему на некоторых фотографиях эти знаки окрашены в инверсные цвета.
При работе с прицепом задний знак автомобиля-тягача переносился на заднюю сторону прицепа.
Номера этого стандарта начали менять в мае 1937. В течение тёплого сезона 1937 год была проведена их полная замена на номера нового стандарта (в Харькове - начиная с июля). Фотография 42-02 КРАС-ЯРСК - доказательство, что ещё в июне 1938 (выборы в Верховный Совет РСФСР) в Игарке были незаменённые номера.
Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Архив Евгения Сергеевича Бабурина (Москва).
Общесоюзный стандарт номер 6291(61), напечатанный в журнале "Автомобиль", Nr.3, 1934.
Europlate - Registration Plates of the World (in English).
Журнал "За рулём".
Сайт AutoCityChannel.com
Архив Льва Михайловича Шугурова (его книга "Автомобили России и СССР", 1993, том 1).
Архив атомобильного журналиста-историка Дениса Станиславовича Орлова (Москва).
Molotok.ru (исчезнувший сайт).
Александр Федотов (С.П.Б.).
Алексей Рязанцев (С.П.Б.).
Вадим Матвеенко (С.П.Б.).
Коллекция Петра Шляхина (tank-21) на Drive2.ru.
Видас Григорайтис (Вильнюс).
Форум Магия Ретро.
Минск Фото История Новости.
Сергей Суворов (Москва).
ГрузовикПресс.ru.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Auction.ru.
Шебекинский историко-художественный музей.
Лукиград - история Великих Лук и окрестностей.
Архив Фёдора Иванова.
Фото С.О. Фридлянда.
Фото Георгия Абрамовича Липскерова.
Другой Смоленск.
Фото Николая Владимировича Ващенко.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Старый Петербург.
Коллекция Дмитрия Пантелеева, Ленинград.
Eto-retro.ru.
Коллекция Ярослава Арбугина.
«Механизатор».
Сергей Карамнов, Москва.
Кимрский краеведческий музей.
Лысьвенский музей.
Архив Н.Д. Токоркова.
Вход
Галерея Номерные знаки СССР Ссылки
Последняя правка 14 X 2024. Андрей Богомолов. Контактная информация.