Галерея автомотостарины. Номерные знаки СССР образца 1934 года.
В этом семействе номеров страна поделена на 45 регионов (дортрансов), в каждом из
которых выдавались свои уникальные номера, отличающиеся от других дортрансов
указанием названия дортранса во второй строке номера.
Статья в журнале "Дорога и автомобиль" №3, 1934: страница 51, страница 52.
На время действия этого стандарта пришлось интенсивное изменение границ административных территорий, поэтому число дортрансов увеличилось.
Условные названия дортрансов на начало 1934 года (в скобках - состав из областей СССР на 1991):
1. Северный (Архангельская и Вологодская обл., Коми АССР (с 5 XII 1936 отделилась))
44 СЕВЕР и 48 СЕВЕР (ГАЗ-А, Емецк, автопробег Архангельск - Петрозаводск - Архангельск, 1934, 111кБ).
4-67 СЕВЕР (ФИАТ пожарный, Архангельск, 17 XII 1934, 104кБ).
9-46 СЕВЕР (ГАЗ-А, Кадниковский район (так в первоисточнике), 1935, 84кБ).
12-08 СЕВЕР (ГАЗ-3 1937 года, Вологодский район, Молочное, улица Коминтерна, 1937, 125кБ).
14-48 СЕВЕР (ГАЗ-АА бортовой, Архангельск, 114кБ).
23-50 СЕВЕР (ГАЗ-АA, Архангельск, 1 V 1937, 168кБ).
31-36 СЕВЕР (ГАЗ-АА бортовой, Верхне-Матигорский колхоз имени Калинина, Холмогорский район, 114кБ), это старший известный мне номер.
2. Карельский (Карелия примерно без Лахденпохского, Питкярантского, Сортавальского и Суоярвского р-нов)
13-55 КАРЕЛИЯ (ЗиС-5 бортовой 1935-1937 года, Петрозаводск, 18 VI 1937, 155кБ). Это старший известный мне номер.
3. Ленинградский (Ленинградская без Выборгского и Приозёрского р-нов, Мурманская, часть Калининской, Новгородской и Псковской обл.)
3-52 ЛЕН-ГРАД (Opel, Ленинград, 61кБ, передний номер, 73кБ).
4-81 ЛЕН-ГРАД (Ford V8 1932 года, Ленинград, 86кБ, передний номер, 79кБ).
9-90, 9-93, 15-69, 9-32, 9-92 ЛЕН-ГРАД (Форды-А, Ленинград, гараж предприятия "Красный Треугольник", 1934, 419кБ).
14-20 ЛЕН-ГРАД (Overland 1927 года, Гатчина, 6 IX 1936, 81кБ).
17-25 ЛЕН-ГРАД (ГАЗ-М1 1936-37 года, 97кБ), задний номер, 79кБ).
18-28 ЛЕН-ГРАД (Ford V8 1933 года, Ленинград, 84кБ, передний номер, 74кБ).
2-22-39 ЛЕН-ГРАД (Ford AA 1928-1929 года с бампером от Ford BB 1932 года, 85кБ).
2-22-70 ЛЕН-ГРАД (АМО-3 ранний, 79кБ).
2-88-98 ЛЕН-ГРАД (ЗиС-5 ассенизационный, 78кБ), задний номер, 55кБ.
3-00-30 ЛЕН-ГРАД (ГАЗ-АА автобус-фургон, 87кБ), задний номер, 83кБ)
6-13-33 ЛЕН-ГРАД (ЗиС-5 или 11 пожарный, Ленинград, 297кБ).
6-59-23 ЛЕН-ГРАД (ГАЗ-А, 94кБ), старший известный мне номер - 6-86-61.
1-10-21 ЛЕН-ГРАД ("Красный Октябрь", 117кБ), это старший известный мне областной мотоцикл, в Ленинграде старший известный мотономер - 11-52.
4. Западный (Смоленская, Брянская, часть Псковской, Калининской (до 29 I 1935), Калужской и Орловской обл.)
2-77 ЗАПАД (ГАЗ-А, Смоленск, Витебское шоссе, дом МББ ж/д, Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги, 240кБ).
2-78 ЗАПАД (ГАЗ-А, Смоленск, автозаправочная станция на Заднепровской площади, 187кБ).
37-10 ЗАПАД (ЗиС-13 бортовой, Великие Луки(?), испытание нового моста, 1937, 214кБ).
40-37 ЗАПАД (ЗиС-5 бортовой 1933-1935 годов, 104кБ), это старший известный мне номер.
5. Московский (Московская, Тульская, часть Владимирской, Калининской, Калужской и Рязанской обл.)
0-00-60 МОСКВА (Ford A Tudor 1931 года, 141кБ).
0-01-53 МОСКВА (ЗиС-5 передвижная радиостанция ОРУДа, Москва, 1935, 63кБ).
0-70-33 МОСКВА, 1-78-70 МОСКВА (ГАЗ-АА и Ford-A 1930 года, Москва, 1935, 219кБ).
3-38-21 МОСКВА (ГАЗ-M1 1936-37 года, 225кБ).
3-96-36 МОСКВА (ЗиС-5 фургон-автобус, трамвайное депо им. Артамонова, 1937, 190кБ, вид спереди, 149кБ). Номера на 0, 1, 2, 3, 4 - Москва, старший известный мне номер - 4-02-39 МОСКВА.
5-86-39 МОСКВА (ЗиС-8, Орехово-Зуево, 1935, 206кБ). Номера на 5 - Московская область, это старший известный мне номер. Номеров на 6, 7, 8, 9 не известно.
0-02-50 МОСКВА (Harley-Davidson VS 1931 года, 61кБ, передний номер, 101кБ).
0-10-37 МОСКВА (просто мотономер, 16кБ).
0-27-39 МОСКВА (ПМЗ-А750 1935-37 года, 76кБ), это старший известный мне номер.
12 МОСКВА (странный номер в инверсной окраске, журнал "За рулём", №1 1940, 95кБ).
6. Иваново-Промышленный (Ивановская, Костромская (часть ушла 11 III 1936), Ярославская (до 11 III 1936), часть Владимирской обл.)
2-37 ИВАНОВО (Mercedes-Benz пожарный, Иваново, 146кБ)
3-18 ИВАНОВО (ГАЗ-А, Родники, 1935, 175кБ)
37-54 ИВАНОВО (ГАЗ-А, Борисоглеб, 80кБ)
50-96 ИВАНОВО (ГАЗ-А, празднование Дня конституции, Рыбинск, Красная площадь, 6 VII 1936, 219кБ), старший известный мне номер - 81-80.
2-26 и 2-33 ИВАНОВО (Иж-7, 1934, 91кБ).
2-33 ИВАНОВО (Иж-7, 1934, 130кБ).
5-56 ИВАНОВО (Иж-7 1936 года, 149кБ), старший известный мне номер - 8-03.
7. Горьковский (Горьковская, Кировская (до 7 XII 1934), восток Владимирской обл., Удмуртия (до 7 XII 1934) и Марийская автономная область)
25 ГОРЬКИЙ (ГАЗ-А, Сормово, 137кБ)
5-16 ГОРЬКИЙ (ГАЗ-АА цистерна, Горький, 1936, 58кБ)
6-35 ГОРЬКИЙ (ГАЗ-М1 прототип, Горький, 8кБ)
6-35 ГОРЬКИЙ (ГАЗ-М1 более поздний прототип с тем же номером (другая облицовка и колёса, номер слева), Горький, 70кБ и 37кБ)
26-51 ГОРЬКИЙ (ГАЗ-АА, 106кБ).
40-10 ГОРЬКИЙ (трактор Фордзон-Путиловец дорожных ремонтников, Горький, 1936, 70кБ)
48-22 ГОРЬКИЙ (ГАЗ-А, 163кБ).
55-26 ГОРЬКИЙ (ГАЗ-АА бортовой, Павлово, 295кБ), это старший известный мне номер.
1-66 ГОРЬКИЙ (ТИЗ-АМ600, 65кБ), это старший известный мне мотономер.
8. Чувашский (Чувашия)
91 ЧУВАШИЯ (ГАЗ-А, Чебоксары, 1934, 20кБ)
4-14 ЧУВАШИЯ (ГАЗ-А, 25кБ).
6-87 ЧУВАШИЯ (ГАЗ-АA, 64кБ).
Старший известный мне номер - 9-36 ЧУВАШИЯ.
9. Татарский (Татария)
4 ТАТАРИЯ, 9-01 ТАТАРИЯ (Buick 1933 года и ГАЗ-АА, Казань, 100кБ)
39 ТАТАРИЯ, 30-20 ТАТАРИЯ (ГАЗ-АА, Лаишевская автошкола, 28 I 1937, 39кБ)
5-42 ТАТАРИЯ (ГАЗ-А, Верхний Услон, 287кБ)
17-10 ТАТАРИЯ (ГАЗ-А, Рыбная Слобода, 78кБ)
21-98 ТАТАРИЯ (ГАЗ-А, 6 I 1936, 46кБ)
25-84 ТАТАРИЯ (ГАЗ-А, 24 III 1937, 69кБ)
34-20 ТАТАРИЯ (ГАЗ-АА, Казань, 156кБ), это старший известный мне номер.
10. Центрально-Чернозёмный (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская и часть Орловской обл.),
13 VI 1934 разделён на Воронежский и Курский автодоры, см. 46 и 50 ниже.
10-65 ЦЧО (ЗиС-5, Богучарская МТС, 274кБ), это старший известный мне номер.
11. Средне-Волжский (Куйбышевская, Пензенская, Оренбургская (до 7 XII 1934) и Ульяновская обл., Мордовская АССР), переименован в Куйбышевский 27 I 1935.
9-44 СР.ВОЛГА (ЗиС-8, Куйбышев, у парка имени Горького, лето 1935, 66кБ), старший известный мне номер - 73-52, старший известный мне мотономер - 67.
55-80 КУЙБЫШЕВ (ГАЗ-АА санитарная, Пенза, роддом, 1936-1937, 116кБ).
93-58 КУЙБЫШЕВ (ГАЗ-АА, Пенза, 1937, 78кБ), это старший известный мне номер.
12. Саратовский (Саратовская обл. без АССР Немцев Поволжья (Красноармейский, Краснокутский, Ровенский, Советский, Фёдоровский, Энгельсский р-ны))
2-83 САРАТОВ (ГАЗ-АА автобус, 90кБ).
4-98 САРАТОВ (ГАЗ-А, 31кБ).
76-16 САРАТОВ (ГАЗ-А, дорога Кондольский район - Петровск, 85кБ), это старший известный мне номер, мотономер - 9-10.
13. Сталинградский (Астраханская, Сталинградская обл. (без Жирновского и Старополтавского р-нов), Калмыкия (отделена 5 XII 1936))
5 СТАЛИНГРАД (Buick 1933 года, 108кБ).
31-67 СТАЛИНГРАД (просто номер, 196кБ).
31-94 СТАЛГРАД (ГАЗ-АА, Тормосин Чернышковского р-на, 443кБ).
53-59 СТАЛИНГРАД (ГАЗ-АА, 10 VIII 1936, 104кБ), старший известный мне номер - 66-02.
14. Немцев-Поволжья (АССР Немцев Поволжья)
13-54 Н.ПОВОЛЖ. (ГАЗ-АА интегральный фургон Энгельсского мясокомбината, 175кБ), это старший известный мне номер
15. Башкирский (Башкирия)
06-70 БАШКИРИЯ (ГАЗ-АA бортовой, 80кБ).
07-82 БАШКИРИЯ (ГАЗ-АA бортовой, 403кБ), старший известный мне номер - 47-01.
16. Свердловский (Пермская и Свердловская обл.), 17 I 1934 переименован из Уральского в Свердловский, на номерах это отразилось в 1936-м.
00-67 УРАЛ (ГАЗ-А, Свердловск, 1934, 194кБ).
30-53 УРАЛ (ГАЗ-АА ПМГ-1, Красный Камень, Новый Тагил, 31 XII 1935, 198кБ).
54-65 УРАЛ (ЯС-1, Красный Камень, Новый Тагил, 31 XII 1935, 164кБ), это старший известный мне номер.
02-77 СВЕРДЛОВСК (ЯГ-4 поливалка, Свердловск, 101кБ).
14-15 СВЕРДЛОВСК (ГАЗ-АА скорая помощь, 1936, 139кБ), старший известный мне номер - 63-73 СВЕРДЛОВСК.
?-?? УРАЛ (Иж-7, мотопробег Лысьва - Чусовой, 1937, 76кБ), это единственный известный мне номер.
17. Челябинский (Челябинская обл.)
1 ЧЕЛЯБИНСК (ГАЗ-А, 4кБ)
20-74 ЧЕЛЯБ-СК (ГАЗ-А, подаренный горновому Магнитогорского комбината Герасимову Г.И., 1935, 104кБ).
21-85, 21-86, 21-82, 21-84, 21-83 ЧЕЛЯБИНСК (2 ЗиС-5, ГАЗ-А, 2 ГАЗ-АА, курсы Автодора, Златоуст, 432кБ).
27-00 ЧЕЛЯБ-СК (ГАЗ-А, Кизильское, 57кБ).
34-50 ЧЕЛЯБИНСК (ГАЗ-А, 139кБ).
40-98, 40-96, 40-97 ЧЕЛЯБИНСК (ГАЗ-АА, Миньяр, 359кБ).
42-58 ЧЕЛЯБИНСК (ГАЗ-А, Златоуст, 1936, 285кБ, машина в Златоусте с 5 VIII 1935).
60-45 ЧЕЛЯБИНСК (ГАЗ-А, Верхний Уфалей, 75кБ), старший известный мне номер - 84-03 ЧЕЛЯБИНСК.
00-19 ... (Л-300 "Красный Октябрь", Магнитогорск, 58кБ), старший известный мне номер - 00-40 ЧЕЛЯБИНСК.
18. Обско-Иртышский (Курганская, часть Омской, Тюменская обл.), до 7 XII 1934. Изображений номеров ОБЬ-ИРТЫШ пока не найдено.
19. Крымский (Крымская АССР)
1-01 КРЫМ (ГАЗ-А, Алушта, 1935, 139кБ).
10-15 КРЫМ (ГАЗ-АА бортовой, Ялта, 149кБ).
14-24 КРЫМ (ГАЗ-АА открытый туристический автобус, Судак, 1935, 107кБ), старший известный мне номер - 44-04.
1-22 КРЫМ (Harley-Davidson JS или JDS 1928 года, 99кБ).
1-66 КРЫМ (Mabeco, Батурин Черниговской обл., 15 VIII 1935, 163кБ), это старший известный мне номер.
20. Северо-Кавказский (Ставропольский край, Кабардино-Балкарская АССР, Северо-Осетинская АССР и Чечено-Ингушская АССР (с 5 XII 1936 эти три республики стали самостоятельными регионами)), 13 III 1937 край переименован в Орджоникидзевский.
0-09-31 С-КАВКАЗ (ГАЗ-АА, 5 IV 1935, 19кБ).
0-57-59 С-КАВКАЗ (ГАЗ-А, Нальчик, 82кБ).
0-72-91 С-КАВКАЗ (ГАЗ-АА бортовой, Нальчик, 180кБ).
0-74-xx С-КАВКАЗ (ГАЗ-3, Пятигорск, 26 X 1935, 98кБ), старший известный мне номер - 1-06-29.
1-57-02 ОРДЖ.КРАЙ (ЗиС-5, 68кБ), это старший известный мне номер. У меня нет уверенности в реальности такого знака, это может быть фантазия ретушёра, - до реформы номеров оставалось два месяца, и не было никакого смысла менять все номера ради такого короткого периода. Впрочем, имя края на номере могли сменить при допечатке новой партии знаков.
21. Азово-Черноморский (Ростовская область и Краснодарский край)
0-03-01 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-А, Ростов, 1934, 97кБ).
0-12-72 АЗОВ-ЧЕР (Steyr VII, Красный Сулин, 101кБ).
0-28-92 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-А, 66кБ).
0-29-00 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-А, Сочи, 245кБ, номер крупно, 10кБ).
0-72-22 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-А, 193кБ).
0-80-94 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-АA, 1937, 96кБ).
1-00-30 АЗОВ-ЧЕР (FIAT, Ростов, 1 IX 1934, 188кБ).
1-08-61 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-А, Армавир, 15 X 1935, 95кБ).
1-23-39 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-АA, Анапский винкомбинат, 1935, 75кБ).
2-02-30 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-М1 писателя Николая Островского, Сочи, 1936, 203кБ).
2-30-90 АЗОВ-ЧЕР (ГАЗ-АA, коммуна "Сеятель" Сальского р-на, 67кБ), это старший известный мне номер.
0-02-79 АЗОВ-ЧЕР (Harley-Davidson с чужим мотором, 68кБ), это старший известный мне номер.
22. Дагестанский (Дагестан), старший известный мне номер - 04-76 ДАГЕСТАН.
23. Казакский (Казакстан).
46-00 КАЗАКСТАН (ГАЗ-А, 64кБ) из Беловского музейно-выставочного центра.
94-47 КАЗАКСТАН (ЗиС-5, 36кБ), это старший известный мне номер.
24. Киргизский (Киргизия)
0-40-32 КИРГИЗИЯ (ГАЗ-М1, Фрунзе, 65кБ), это старший известный мне номер.
25. Кара-Калпакский (Кара-Калпакия), изображений номеров КАРАКАЛП пока не найдено.
26. Западносибирский (Алтайский край и часть Красноярского (до 7 XII 1934) края, Кемеровская, Новосибирская, часть Омской (до 7 XII 1934), Томская обл.)
23-36 и 23-03 З-СИБИРЬ (ГАЗ-А, Тара, 1934, 372кБ)
2-05-50 З-СИБИРЬ (ЗиС-5, Кривощёковский выселок, 307кБ), старший известный мне номер - 2-26-74.
27. Восточносибирский (Иркутская и запад Читинской обл., часть Красноярского края (до 7 XII 1934))
14-63 В-СИБИРЬ (ГАЗ-А, 210кБ), старший известный мне номер этого написания - 43-87.
2-39-97 В С (ГАЗ-АА, станция Шилка Забайкальской ж.д., 11кБ), это единственный известный мне номер этого написания.
28. Бурято-Монгольский (Бурятия)
08-98 БМАССР (Buick 1933 года выпуска, Улан-Удэ, 1934, 183кБ), это единственная известная мне фотография.
29. Якутский (Якутия)
07-28 ЯКУТИЯ (ГАЗ-М1 1937 года, Якутск, Центральный исполком, VII 1937, 77кБ), это старший известный мне номер.
30. Дальневосточный (Приморский и Хабаровский края, Амурская, Магаданская обл., Чукотка, Камчатка, восток Читинской обл., северный Сахалин)
0-00-81 ДВК (ГАЗ-АA, автопробег Петропавловск - Большерецк - Петропавловск, Камчатка, 59кБ).
30-19 ДВК (просто номер, треугольная печать, 163кБ), размер знака 36 х 18,5 см.
75-82 ДВК (ГАЗ-АA, треугольная печать, Переяславка, 127кБ).
86-31 ДВК (ГАЗ-А, Вяземский район, 333кБ).
86-34 ДВК (ГАЗ-А, Комсомольск-на-Амуре, 10 IV 1936, 103кБ).
2-55-39 ДВК (ГАЗ-А, круглая печать, 52кБ), это старший известный мне номер.
00-23 ДВК (Indian, Владивосток, 93кБ), это старший известный мне мотономер.
31. Одесский (Николаевская, Одесская, часть Кировоградской и почти вся Херсонская обл.)
4-60-45 ОДЕССА (скорая помощь конструкции С.К.Карасёва, построенная 26 X 1936 в единственном экземпляре на шасси ГАЗ-АА на судостроительном заводе имени А. Марти в Николаеве, 52кБ). Старший известный мне номер - 4-62-16.
32. Харьковский (Харьковская, Сумская и Полтавская обл.)
1-71-32 ХАРЬКОВ (какой-то циклекар, не исключено, что кустарной сборки, 88кБ).
1-78-11 ХАРЬКОВ (ГАЗ-А, 90кБ).
2-09-24 ХАРЬКОВ (ГАЗ-М1, 76кБ), это старший известный мне номер, мотономер - 2-22-67.
33. Киевский (Киевская, совр. Житомирская, часть Кировоградской и Черкасская обл.)
25 КИЕВ (ГАЗ-А, Киев, круглая печать, 1934, 157кБ).
24-57 КИЕВ (Chevrolet санитарный 1929 года, Киев, круглая печать, 259кБ).
1-21-93 КИЕВ (ГАЗ-АА санитарная, Киев, круглая печать, 199кБ).
1-41-73 КИЕВ (ГАЗ-М1, Киев, треугольная печать, 1936-37, 200кБ), это старший известный мне номер.
72 КИЕВ (неустановленный мотоцикл, 93кБ), это старший известный мне мотономер.
34. Черниговский (Черниговская обл.)
5-93-60 ЧЕРНIГIВ (Ford-A 1930 года, 20кБ), старший известный мне номер - 5-99-73 ЧЕРНИГОВ (по-русски).
35. Днепропетровский (Днепропетровская и Запорожская обл.)
0-06-19 ДНЕПР (ЗиС-5 1935-1937, 88кБ), старший известный мне номер - 0-14-45.
36. Донецкий (Донецкая и Луганская обл.)
2-48-78 ДОНЕЦ (ГАЗ-4, 59кБ).
2-70-83 ДОНЕЦ (ГАЗ-А, 86кБ, номер крупно, 78кБ), старший известный мне номер - 3-08-94, мотономер - 2-40-87.
37. Винницкий (Винницкая и совр. Хмельницкая обл.)
5-20-47 ВИННИЦА (ГАЗ-АА бортовой, 245кБ).
Известен номер 18-32 ВИННИЦА.
38. Молдавский (левобережная Молдавия), единственный известный мне номер - 7-26-58 МОЛДАВИЯ.
* В Молдавии не было 72658 автомобилей! Есть уверенность, что восемь украинских дортрансов (№№ 31-38) заранее распределили числовые диапазоны. Только Днепропетровск противоречит этой теории. Впрочем, и его номера не пересекаются ни с кем, поскольку начинаются с незначащих нулей, в отличие от Киева.
39. Армдортранс (Армения).
4-63 АРМЕНИЯ (ГАЗ-АА бортовой фургон, Ленинакан, 97кБ).
5-12 АРМЕНИЯ (Форд-В8 1932 года, Ленинакан, 97кБ). Это старший известный мне номер.
40. Груздортранс (Грузия, с какого-то года без Абхазии и Аджарии)
41-3x ГРУЗИЯ (ГАЗ-4, Цхалтубо, 29 V 1935, 189кБ), это старший известный мне номер, мотономер - 1-42.
41. Аздортранс (Азербайджан)
23-92 БАКУ (ЗиС-5 автобус бакинского производства, 188кБ), это старший известный мне номер.
42. ГДТ БССР (Белоруссия в границах до 1939 года)
42-46 БССР (Packard 1927 года, 11 VII 1935, 96кБ), старший известный мне номер - 48-25.
43. ГДТ УзбССР (Узбекистан без Каракалпакии)
2-07 УЗБ-СТАН (Ford-A 1928 или 1929 года, 57кБ)
47-72 УЗБ-СТАН (ГАЗ-3, Самарканд, 1935, 108кБ)
1-35-90 УЗБ-СТАН (ЗиС-5 бортовой автобус, Ташкент, 44кБ), это старший известный мне номер.
66 УЗБ-СТАН (Л-300 "Красный Октябрь", пробег 1937, 79кБ, задний номер, 88кБ).
68 УЗБ-СТАН (Л-300 "Красный Октябрь", пробег 1937, 88кБ), заднего номера нет или потерян.
68 и 76 УЗБ-СТАН (Л-300 "Красный Октябрь", пробег 1937, 111кБ), это старший известный мне номер.
44. ГДТ ТуркССР (Туркмения)
24 ТУРК-СТАН (Фордзон-Путиловец 1929-1932 годов, 1934, 108кБ).
3-25 ТУРК-СТАН (АМО-3 бортовой, 1934, 89кБ).
15-19 ТУРК-СТАН (ЗиС-5 бортовой, колхоз "Большевик", Байрам-Алинский район, 86кБ), это старший известный мне номер.
45. ТаджССР (Таджикистан), TOCI-STON.
5-93 TOCI-STON (Форд-А фаэтон 1930 года, 1935, 99кБ), старший известный мне номер 17-41.
Позже добавились:
46. Воронежский (Воронежская, Липецкая, Тамбовская, часть Белгородской, Орловской и Рязанской обл.), с 13 VI 1934, выделен из Центрально-Чернозёмной обл..
42-26 ВОРОНЕЖ (ГАЗ-АА дезавтомашина, Воронеж, 1936, 56кБ)
47-06 ВОРОНЕЖ (ГАЗ-АА дезавтомашина, Воронеж, 1936, 35кБ).
58-77 ВОРОНЕЖ (ГАЗ-АА, Усмань, 156кБ), это старший известный мне номер.
47. Калининский (Калининская обл.), с 29 I 1935, из 51 района Московской, Западной и Ленинградской областей.
0-06-19 КАЛИНИН (ГАЗ-А, Калинин, 18 X 1936, 228кБ).
0-13-60 КАЛИНИН (ГАЗ-АА пожарный ПМГ-1, посёлок ТОС, 51кБ).
0-22-49 КАЛИНИН, 0-17-33 КАЛИНИН, 0-17-32 КАЛИНИН (ГАЗ-АА бортовые, Кимры, перекрёсток улиц Луначарского и Розы Люксембург, 433кБ), это старший известный мне номер.
48. Кировский (Кировская обл., Удмуртия), с 7 XII 1934, выделен из Горьковского края, с 28 XII 1934 Удмуртия (кроме Сарапульского округа) стала отдельным автодором.
55 КИРОВ (трактор Fordson, Киров, 1935, 121кБ)
4-16 КИРОВ (ГАЗ-А, гараж Сарапульской МТС, 12 VIII 1935, 215кБ), старший известный мне номер - 19-x0, мотономер - 38.
49. Красноярский (Красноярский край), с 7 XII 1934, выделен из Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского дортрансов.
08-69 КРАС-ЯРСК (Buick 4-дверный турер 1931 года крайисполкома, путь на Георгиевскую площадку, Большая Мурта, 18 VI 1936, 107кБ).
08-69 КРАС-ЯРСК (Buick 1931 года, Большая Мурта, 18 VI 1936, 79кБ).
35-46 КРАС-ЯРСК (ГАЗ-АА, Боготол, 369кБ).
42-02 КРАС-ЯРСК (ГАЗ-АA, Игарка, VI 1938(!), 107кБ), это старший известный мне номер.
50. Курский (Курская, часть Белгородской и Орловской обл.), с 13 VI 1934, выделен из Центрально-Чернозёмной обл..
34-98 КУРСК (ГАЗ-АА, V 1936, 137кБ).
66-27 КУРСК (ЗиС-5, Титовка, 1938, 88кБ)
66-30 КУРСК (ЗиС-5, 88кБ), это старший известный мне номер, мотономер - 7.
51. Омский (Омская обл.), с 7 XII 1934, выделен из Западно-Сибирского и Обско-Иртышского.
07-86 ОМСК (ЗиС-5, Омск, 1 V 1937, 144кБ), старший известный мне номер - 38-08, мотономер - 00-07.
52. Оренбургский (Оренбургская обл.), с 7 XII 1934, выделен из Средне-Волжского.
2-34 ОРЕНБУРГ (ГАЗ-А, Оренбург, 102кБ).
20-72 ОРЕНБУРГ (ГАЗ-А, Оренбург, 186кБ).
24-22 ОРЕНБУРГ (ГАЗ-А, Орск, Никелькомбинат, 111кБ), это старший известный мне номер.
53.Удмуртский (Удмуртия без Сарапульского округа, присоединится только в 1937-м), с 28 XII 1934, выделен из Кировской обл..
0-09 УДМУРТИЯ (ЗиС-5 бортовой, 95кБ).
1-20 УДМУРТИЯ (ГАЗ-4, Глазов, 111кБ).
1-61 УДМУРТИЯ (ГАЗ-3, Ижевск, 1935, 120кБ)
1-76 УДМУРТИЯ (ГАЗ-А, Ижевск, 79кБ).
2-26 УДМУРТИЯ (ГАЗ-АА бортовой, Ижевск, 1937, 91кБ).
2-48 УДМУРТИЯ (Форд-АА агитационный, 293кБ), это старший известный мне номер.
0-1 УДМУРТИЯ (Иж-7, Ижевск, 1936, 142кБ)
5 УДМУРТИЯ (Иж-7, Ижевск, 13кБ)
22 УДМУРТИЯ (Иж-8, XI 1937, 103кБ).
28 УДМУРТИЯ (Иж-7, V 1937, 64кБ), это старший известный мне мотономер.
54. Ярославский (Ярославская и часть Костромской обл.), с 11 III 1936, выделен из Иваново-Промышленной обл..
89-58 ЯРОСЛАВЛЬ (ЗиС-5 и три полуторки ГАЗ-АА, Судиславль, 104кБ), старший известный мне номер - 1-05-10.
55. Коми АССР (время выдачи неизвестно)
10-39 (ГАЗ-М1, Сыктывкар, 294кБ).
Старший известный мне номер - 13-31 с КОМИ АССР в нижней строке.
56. Абхазия (время выдачи неизвестно).
01-32 АБХАЗИЯ (ГАЗ-А, 97кБ), это старший известный мне номер.
57. Аджария (время выдачи неизвестно), единственный известный мне номер - 4-39 АДЖАРИСТАН.
Неустановленные знаки
00-35 СИБИРСК. (ГАЗ-А, 91кБ).
1-57-73. (ЗиС-5, 198кБ).
Специальные знаки:
Транзит (незаводской, чёрные символы на светло-жёлтом).
01-47 ТРАНЗИТ (Renault, Канчалан, Чукотка, X 1936, 63кБ), это единственный известный мне номер.
Транзит 1 (ЗиС, чёрные символы на тёмно-жёлтом, вопреки стандарту).
22-25 ТРАНЗИТ 1 (ГАЗ-А, 31 VII 1935, пригнанный из Москвы в Ленинград, 106кБ).
23-80 ТРАНЗИТ 1, задний номер (шасси ЗиС-5 1935-1937, пригнанное из Москвы на ленинградский завод АТУЛ для установки автобусного кузова, 88кБ и 87кБ), это старший известный мне номер.
Проба (ГАЗ - чёрные символы на белом, ЗиС - белые символы на чёрном, вопреки стандарту).
25 ПРОБА, номер крупно (ГАЗ-3 1935 года, 169кБ), старший известный мне номер - 66.
3-74 ПРОБА (ЗиС-101, 116кБ).
3-77 ПРОБА (De Soto Airflow 1935 года, зима 1936/37, Москва, 108кБ), это старший известный мне номер.
18 [ПРОБА?] (ГАЗ-М1 такси, ГАЗ, 139кБ).
Номера дипломатического корпуса иностранных государств (сначала ничем не отличались, вскоре добавились буквы ДК)
0-28-64 МОСКВА, 0-26-22 МОСКВА (автомобили эстонского посольства Chevrolet 1932 года (0-28-64) и Buick 1931 года (0-26-22), Москва, 104кБ).
ДК 0-27-22 МОСКВА (Hanomag Sturm эстонского посольства, 39кБ), это единственный известный мне номер.
Сборка (внутризаводской номер ГАЗа, возможно, имели право выезда в город для обкатки. Цвет неизвестен.)
18 СБОРКА (ГАЗ-М1, 1936/37, 163кБ), это единственный известный мне номер.
Номера автопробегов (обычно огромные, с порядковыми номерами машин и надписями)
женский автопробег 1 (Ford-A родстер с облицовкой ГАЗ, женский автопробег, 1936, 30кБ, схема автопробега, 109кБ).
женский автопробег 6 (ГАЗ-А, женский автопробег, Татария, 1936, 177кБ).
3 Горький-Памир-Москва (ГАЗ-М1, автопробег ГАЗа, Куня-Ургенч, Туркмения, 1936, 70кБ).
Этот стандарт был введён в действие с 1 января 1934 года, причём предписывалось изъять из обращения знаки предыдущего стандарта (типа К-52-12) к 1 июля 1934 года (однако, даже в Москве 18 VIII 1934 эти знаки ещё были в ходу (305кБ), а в Кирове встречались ещё в начале 1935). Отменено существовавшее ранее правило закрепления знака за машиной постоянно. Теперь при переходе из одного Дортранса в другой следовало сдать прежний знак и получить новый. Знаки нормального размера устанавливались на грузовых и легковых автомобилях, тягачах, транспортных тракторах и прицепках. Знаки на мотоциклах были точно такими же, но уменьшенного размера.
Номерной знак представлял собой прямоугольную дощечку, где на белом фоне чёрным написано:
в верхней строке - порядковый номер до пяти знаков, при этом каждая пара знаков от правого края отделялась знаком тире (для 3, 4 и 5-значных номеров);
в нижней строке - условное обозначение Дортранса (до 8 букв).
Нормальный (автомобильный) номерной знак:
Размеры 35,5 на 18 см.
Высота цифры - 7 см, ширина - 4 см, расстояние между цифрами без тире - 2,5 см, с тире - 3,5 см.
Толщина штриха цифр - 1,2 см.
Длина тире - 1,7 см, толщина тире - 1 см.
Высота буквы - 4 см, ширина - 2,5 см, расстояние между буквами - 2 см, толщина штриха - 0,5 см.
Расстояние между строчками - 3 см, поля - 2 см.
Уменьшенный (мотоциклетный) номерной знак:
Размеры 25 на 13 см.
Высота цифры - 5 см, ширина - 3 см, расстояние между цифрами без тире - 1,5 см, с тире - 2,5 см.
Толщина штриха цифр - 1 см.
Длина тире - 1,2 см, толщина тире - 0,5 см.
Высота буквы - 3,5 см, ширина - 2 см, расстояние между буквами - 1 см, толщина штриха - 0,4 см.
Расстояние между строчками - 2,5 см, поля - 1 см.
Передний номер мотоцикла - двусторонний, задний - односторонний.
Стандарт требовал линию размером 20 на 0,5 см между строчками, но на практике я таких номеров не встречал ни на автомобилях ни на мотоциклах.
Если номер не 5-значный или название Дортранса менее 8 букв, надписи ставились симметрично относительно центральной вертикальной оси, а поля естественным образом увеличивались.
Буквы, цифры и кайма были выпуклыми, штампованными.
Стандарт запрещал красить кайму знака, но на практике такие номера были.
Также стандарт требовал наличия печати учреждения, выдавшего знак, в правом нижнем углу, однако на фотографиях и сохранившихся знаках такой печати может и не быть - небольшая часть номеров вообще самодельная. Печати были круглые или треугольные, и только в Челябинске - овальные. В Киеве начали с круглых, а закончили треугольными, на Дальнем Востоке, - наоборот, сначала были треугольные, затем - круглые. Печати могли иметь подштамповку или быть нанесены просто краской.
Для новых машин, следующих с автозаводов вводились знаки светло-жёлтого фона с чёрными надписями,
отличающиеся тем, что вместо названия Дортранса во второй строке было слово Транзит и цифра, своя для каждого автозавода.
Для автомастерских и заводов, производящих пробу машин выпускался специальный знак, отличающийся от нормального тем, что во второй строке вместо Дортранса было слово Проба с горизонтальными полосками 6 на 1 см справа и слева от него. У меня нет информации, почему на некоторых фотографиях эти знаки окрашены в инверсные цвета.
При работе с прицепом задний знак автомобиля-тягача переносился на заднюю сторону прицепа.
Номера этого стандарта начали менять в мае 1937. В течение тёплого сезона 1937 год была проведена их полная замена на номера нового стандарта (в Харькове - начиная с июля). Фотография 42-02 КРАС-ЯРСК - доказательство, что ещё в июне 1938 (выборы в Верховный Совет РСФСР) в Игарке были незаменённые номера.
Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Архив Евгения Сергеевича Бабурина (Москва).
Общесоюзный стандарт номер 6291(61), напечатанный в журнале "Автомобиль", Nr.3, 1934.
Europlate - Registration Plates of the World (in English).
Журнал "За рулём".
Сайт AutoCityChannel.com
Архив Льва Михайловича Шугурова (его книга "Автомобили России и СССР", 1993, том 1).
Архив атомобильного журналиста-историка Дениса Станиславовича Орлова (Москва).
Molotok.ru (исчезнувший сайт).
Александр Федотов (С.П.Б.).
Алексей Рязанцев (С.П.Б.).
Вадим Матвеенко (С.П.Б.).
Коллекция Петра Шляхина (tank-21) на Drive2.ru.
Видас Григорайтис (Вильнюс).
Форум Магия Ретро.
Минск Фото История Новости.
Сергей Суворов (Москва).
ГрузовикПресс.ru.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Auction.ru.
Шебекинский историко-художественный музей.
Лукиград - история Великих Лук и окрестностей.
Архив Фёдора Иванова.
Фото С.О. Фридлянда.
Фото Георгия Абрамовича Липскерова.
Другой Смоленск.
Фото Николая Владимировича Ващенко.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Старый Петербург.
Коллекция Дмитрия Пантелеева, Ленинград.
Eto-retro.ru.
Коллекция Ярослава Арбугина.
«Механизатор».
Сергей Карамнов, Москва.
Кимрский краеведческий музей.
Лысьвенский музей.
Архив Н.Д. Токоркова.
Казахстанский форум "Все вместе".
Вход
Галерея Номерные знаки СССР Ссылки
Последняя правка 15 XI 2025. Андрей Богомолов. Контактная информация.