Галерея автомотостарины.
Номерные знаки образца 1937, 1934, 1932 годов,
Белоруссия, 1932-1948.
Номера образца 1937 года (чёрные).
2 XI 1939 В состав Белоруссии включена Западная Белоруссия.
4 XII 1939 на территории Западной Белоруссии образованы 5 новых областей: Барановичская, Белостокская, Брестская, Вилейская и Пинская (указ Президиума ВС СССР).
25 XI 1940 изменена граница между Белоруссией и Литвой (указ Президиума ВС БССР).
20 IX 1944 17 районов Белостокской области переданы Польше.
20 IX 1944 Вилейская область переименована в Молодечненскую область, а центр области перенесён из Вилейки в Молодечно.
16 VIII 1945 из Брестской области в Польшу переданы Семятичский район, Гайновский район (кроме Беловского сельсовета), Клещельский район (кроме Бушличского, Волковичского и Омеленецкого сельсоветов) и четыре сельсовета Высоковского района (Гольский, Лумненский, Токарский и Тымянковский).
В 1932-1948 номера были общими для всей Белоруссии, за исключением освобождённых от пилсудополяков западных областей, у которых в 1939-1941 годах были свои серии, начинавшиеся на О.
Серии автомобилей старых областей Белоруссии в 1937-1941, - БР, БC, БТ, БХ, БЦ.
БР 40-58 (передний номер от ГАЗ-АА с мест боёв, 133кБ).
БР 75-46 (ГАЗ-АА скорая помощь, Прилуки, 1937, 224кБ, вид сзади, 148кБ).
БС 75-49 (ГАЗ-АА бортовая учебная, Западная Украина, довоенное, 39кБ).
БC 97-24 (задний номер с мест боёв, 125кБ).
БТ 02-03 (задний номер с мест боёв, 40кБ).
БТ 22-71 (ГАЗ-АА зенитка ЗСУ-4М, немецкая фотография, 17кБ).
БХ 15-59 (ГАЗ-АА бортовой, 108кБ).
БХ 18-73 (ГАЗ-АА бортовой, 1941, немецкая фотография, 35кБ).
БХ 93-06 (передний номер с мест боёв, 21кБ).
БЦ 19-72 (ЗиС-5 бортовой, немецкая фотография, 43кБ).
БЦ 28-84 (ГАЗ-М1, 1941, немецкая фотография, 186кБ).
БЦ 30-54 (ГАЗ-42 бортовой, 1941, немецкая фотография, 71кБ).
БЦ 31-88 (ГАЗ-АА бортовой, Литва, 1941, немецкая фотография, 17кБ).
Cтарший известный мне номер - БЦ 82-74 (уменьшенный - образца 1940 года).
До войны легковым машинам Минска выдавался только задний знак. Считалось, что огромный передний номер портит вид. В остальной Белоруссии передние знаки у легковушек были.
Легковые без передних номеров (ЗиС-101 и ГАЗ-М1, Минск, театр оперы и балета, 1939-1940, 232кБ).
Серия мотоциклов старых областей Белоруссии в 1937-1941 - БР.
БР 03-3? (Иж-7, 1939, 81кБ).
БР 03-92 (Л-300 "Красный Октябрь", 1939, 131кБ), это старший известный мне номер.
Серия прицепов старых областей Белоруссии в 1937-1941 - БР.
прицеп БР 02-0? (просто номер с мест боёв, 95кБ).
Серии автомобилей западных областей Белоруссии в 1939-1941, - ОГ, ОД, ОЕ, ОЖ, ОЗ.
Номера на О относятся к пяти новым областям (образованы 4 XII 1939) освобождённой в 1939-м Западной Белоруссии.
Белостокская область - ОГ.
Брестская область - ОЗ.
ОЗ 11-79 (Шевроле седан 1936 года, Брест, район Большого рынка, 1941, 34кБ).
ОЗ 20-41 (ГАЗ-АА бортовой, немецкая фотография, 1941, 70кБ).
серия мотоциклов - ОЗ.
ОЗ 01-29 (Пух-200, Брестская крепость, 1941, 59кБ), это старший известный мне номер.
Остальные три серии - ОД, ОЕ, ОЖ - принадлежали Барановичской, Вилейской и Пинской областям, пока непонятно, кому какая.
ОД 01-02 (ГАЗ-М1, Минск, 1941, немецкая фотография, 33кБ).
ОД 14-51 (ГАЗ-АА, 1941, немецкая фотография, 140кБ).
ОД 20-31 (ЗиС-5 бортовой, 1941, немецкая фотография, 69кБ), это старший известный мне номер.
ОД ??-?? (ЗиС-6 летучка типа Б, Ломжа, 26 VI 1941, немецкая фотография, 79кБ)
ОЕ, старший известный мне номер - ОЕ 06-19.
ОЖ 03-04 (задний номер с мест боёв, 11кБ), это старший известный мне номер.
В годы фашистской оккупации 1941-1944 во временно оккупированных областях были немецкие военные номера и гражданские номера всех земель и ведомств Германии на мобилизованных машинах.
WH-42591 (лёгкий командирский автомобиль вермахта, Быхов, 1941, 277кБ).
Номера автомобилей Красной армии 1942-1962 годов. До этого - без номеров. Приложение с фотографиями.
Б-0-36-50 (ГАЗ-АА санитарный фургон, 3-й Белорусский фронт, 1944, 108кБ).
Серии автомобилей, общие для всех областей Белоруссии в 1944-1948, - БУ, БЧ, НЛ, НМ. В стране была нехватка металла, поэтому ГАИ выдавала только сочетания на номере, а знаки изготавливали сами водители из подручных материалов. В Белоруссии все известные знаки 1944-1948 годов - самодельные.
БУ 00-17 (ГАЗ-ММ, Пинск, 45кБ).
БЧ 33-80 (МАЗ-205, Минск, 377кБ), старший известный мне номер - БЧ 45-38.
НЛ 69-64 (передний номер, 133кБ).
НЛ 80-77 (ЗиС-5 бортовой, 69кБ).
НМ 58-86 (МАЗ-205, Минск, 25кБ), это старший известный мне номер.
Серия мотоциклов, общая для всех областей Белоруссии в 1944-1948, - НЛ, старший известный мне номер - НЛ 47-55.
Серия прицепов, общая для всех областей Белоруссии в 1944-1948, пока мне не известна.
Номера образца 1934 года (белые) (см. п. 42).
В нижней строке - БССР.
Эти номера были во всей республике. В 1937 году обменяны на номера образца 1937 года (см. выше).
Автомобили:
29-23 БССР (Форд-А фаэтон 1928-1929 годов, 129кБ).
42-46 БССР (Паккард фаэтон 1927 года, М.И. Калинин, Минск, Привокзальная площадь, 11 VII 1935, 96кБ).
Старший известный мне номер - 48-25.
Фотографий с номерами мотоциклов у меня пока нет.
Номера образца 1932 года (белые) (часть диапазона литеры Т).
Общие знаки для всей республики.
Т-58-86
Т-58-86 (ГАЗ-3, Могилёв, 126кБ).
Фотографии номеров до общесоюзного образца 1932 размещаются на страницах областей.
Номера Западной Белоруссии до 1939 в составе Польши.
Номера 1937-1939 годов.
Номера вида A20-058, где A - автомобили, 20...24 - диапазон кодов воеводства (это Белосток), 058 - порядковый номер.
Буквы означали: A, B - легковые и автобусы, C - коммерческие, M, N - транзитные, T - такси, W - военные, I - велосипеды.
A20-231 (Польски ФИАТ, 57кБ).
A50-???? (Мерседес-Бенц автобус, 36кБ). 50-54 - коды Новогрудка.
A55-380 (Польски ФИАТ 508 почтовый фургон, Пинск, 177кБ). 55-59 - коды Полесья.
A90-130 (Заурер автобус на линии Церковь - Антоколь, Вильно, 1935, 55кБ). 90-94 - коды Вильно.
Номера 1922-1937 годов.
Белый фон, красные буквы кода воеводства, чёрные цифры и каёмка. Типа WN-38-407. WN - код Вильно, BL - Белосток, NW - Новогрудок, PL - Полесье.
BL-77284 (Эссекс седан 1928 года, Гродно, Северная улица, 1929-1930, 123кБ).
BL-77208 (Шевроле седан 1929-1930 годов, Гродно, Гарнизонный костёл, 265кБ).
NW-79084 и NW-79113 (Шевроле автобусы 1929-1930 годов, Новогрудек, автобусная станция, 1930, 103кБ).
WN-38605, NW 9584, WN-38654, WN-38618 (мотоциклы, Бенякони, у железнодорожной станции, Гродненское воеводство, 1938, 65кБ).
WN-38 033 (Шевроле турер 1929 года, Вильно, Зигмунтовская улица, 1931, 312кБ).
WN-38-407 (Польски ФИАТ автобус на линии Вильно - Нововилейка, 35кБ).
Армейские номера.
9088 (ФИАТ(?) фаэтон, Брест-над-Бугом, 61кБ).
1486 (Сокол ЦВС М111 с коляской, Брест-над-Бугом, 45кБ).
5045 (Харлей-Дэвидсон с коляской, Брест-Литовск, 29 IX 1921, 27кБ).
У президента Польши.
Герб вместо номера (Кадиллак фаэтон 1928 года, Игнаций Мосцицкий в Бресте-над-Бугом, VII 1928, 125кБ).
Номера велосипедов.
I32-276 (Краков (коды 30-34), 1935-1939, найден в Новогрудке, 111кБ).
1450 (Барановичи, 1934, 81кБ).
317 (Барановичи, 1934, 9кБ).
68 (Клецк, 1933, 49кБ). Номер бронированный, толщина более 3мм (44кБ).
Номера извозчиков (в каждом городе - свои).
166 (извозчик у церкви Параскевы Пятницы, Вильно, 1938-1939, 218кБ).
Номер 2 (извозчик, рынок у костёла, Пинск, 1936, 332кБ).
225 (извозчик, Вильно, улица 3 Мая, 1935-1939, 213кБ).
Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Фото Льва Абрамовича Бородулина, известного фотографа, прошедшего всю отечественную войну. Его уже нет с нами, а у меня осталось его любезное разрешение использовать его работы здесь на сайте.
Минск, фото, история, новости.
avto-nomer.ru.
Avito.ru.
Архив Кирилла Чудакова.
Архив журнала "За рулём".
Коллекция Петра Шляхина на Drive2.ru.
МАЗ, официальный сайт.
Фото Henryk Poddebski.
Аукционы Беларуси - Ay.by.
История – Пинский период.
Гродненский Форум.
Брест-Литовский (история Бреста).
Вход Галерея Номерные знаки Знаки 1937 1934 1932 Магазин Ссылки
Последняя правка 21 II 2024. Андрей Богомолов. Контактная информация.