Галерея автомотостарины.
Номерные знаки образца 1959, 1947 и 1937 годов,
Смоленская область.
Номера образца 1959 года (чёрные).
8 X 1964 из Смоленской области в Могилёвскую область переданы населенные пункты Монастырщинского района: Браги, Каськово, Конюхово, Ослянка, Новая Шматовка, Старая Шматовка и Северное Белищино (указ Президиума ВС БССР).
Таблица выдачи автомобильных серий.
Цифры в таблице - годы выдачи серии. Указаны известные годы, диапазон мог быть шире.
Буквы в самой таблице означают:
В - все типы, Г - государственные (грузовые и служебные легковые), Ч - частные.
- |
СМА |
СМБ |
СМВ |
СМГ |
СМД |
СМЕ |
СМЖ |
СМЗ |
СМИ |
СМК |
СМЛ |
СММ |
СМН |
СМО |
СМП |
СМР |
СМС |
СМТ |
СМУ |
тип |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
Ч |
Ч |
Ч |
Ч |
Г |
Г |
Г |
Ч |
В |
В |
В |
Г |
годы |
60 64 |
61 65 |
64 68 |
63 67 |
66 67 |
70 70 |
71 71 |
? ? |
73 73 |
? ? |
74 76 |
75 75 |
76 77 |
76 81 |
76 78 |
77 81 |
80 81 |
? 80 |
80 81 |
Годы выдачи серий СМА...СМГ указаны точно (взяты мной из карточек картотеки областной МРЭО в 1982 году).
До серии СМЖ включительно в Смоленской области не было разделения на частные/грузовые/служебные серии.
Для частных автомобилей выделялись отдельные сотни, но некоторые частные машины регистрировались и среди государственных машин. Частные сотни первых трёх серий:
03-01 СМА ... 06-00 СМА, Смоленск
63-01 СМА ... 64-00 СМА, Смоленск
01-01 СМБ ... 02-00 СМБ, Смоленск
06-01 СМБ ... 07-00 СМБ, Смоленск
75-01 СМБ ... 76-00 СМБ, Смоленск
23-01 СМВ ... 24-00 СМВ, Смоленск
90-01 СМВ ... 91-00 СМВ, Вязьма, я не уверен, что вся эта сотня была только частной.
Но и в этих сотнях были исключения, например, 23-32 СМВ - Москвич-430 Автогаража Управления торговли.
Особенность Смоленской области - с 1959 по 1967 большинство автомобилей один или два раза (некоторые - четыре) сменили номера на новые. К 1967 году от серий СМА и СМБ мало что осталось. Зачем так делали, не знаю.
09-40 СМА (ЗиС-155 автоколонны 19 на Рославльском шоссе, Смоленск, площадь Смирнова, 1960-1961, в 1961-м номера автобусов сменились на СМБ, 48кБ).
62-05 СМА (ЗиЛ-ММЗ-585, Гжатск, Советская улица, 1964, 197кБ).
93-65 СМА (ЗиЛ-ММЗ-585, Гжатск, Красная площадь, 1963, 259кБ).
00-01 СМБ (ГАЗ-69А, Юрий Алексеевич Гагарин в Смоленске, улица 12 лет Октября, 27 II 1962, 150кБ).
00-99 СМБ (Москвич-407, Сафоново, Красногвардейская улица у кинотеатра "Шахтёр", 141кБ).
19-15 СМБ (ГАЗ-51А бортовой 1957-1959 годов, 110кБ).
65-66 СМГ (Москвич-412, 146кБ).
20-95 СМД (ГАЗ-М20 "Победа", 189кБ).
18-80 СМЕ (ГАЗ-53 бортовой, въезд в Смоленск на Рославльском шоссе, 1 IX 1971, 119кБ).
05-00 СМЖ (Шкода-1201СТДубль-В, 153кБ).
31-40 СМЖ (Москвич-423, 78кБ).
37-05 СМЗ (ВАЗ-2101 "Жигули", 117кБ).
67-62 СМИ (ВАЗ-2101 "Жигули", 36кБ).
70-81 СМК (ВАЗ-2101 "Жигули", 156кБ).
37-60 СМЛ (Иж-412 1974 года, 49кБ, вид сзади, 48кБ).
66-89 СМЛ (ЛуАЗ-969 1975 года, 51кБ).
70-18 СМЛ (Москвич-408ИЭ 1975 года, 55кБ, вид сзади, 66кБ).
73-79 СММ (ЛиАЗ-677, Сафоново, площадь Ленина, 1977, 191кБ).
49-89 СМН (ГАЗ-66 пожарный, 181кБ).
41-41 СМО (ГАЗ-24 "Волга" такси, Вязьма, 179кБ).
77-61 СМО (КАЗ-608В бортовой, 1982, 211кБ).
08-96 СМП (ВАЗ-2103 "Жигули", Смоленск, Нижне-Никольская церковь, 1986, 157кБ).
01-21 СМР (ГАЗ-24 "Волга" 1978 года, 71кБ).
09-55 СМР (ГАЗ-М20 "Победа", Смоленск, Днепровский мост, 1995, 79кБ).
20-25 СМР (Москвич-2140 1979 года, 19кБ).
27-59 СМР (Москвич-426 1968 года, 97кБ, вид сзади, 63кБ).
32-52 СМР (ЗАЗ-968А "Запорожец" 1979 года, 126кБ).
44-02 СМР (Москвич-402 1956 года, 61кБ).
15-29 СМС (смесь Москвичей-402, 407 и 403, 52кБ).
56-27 СМТ (ЗАЗ-968А "Запорожец", 147кБ).
14-28 СМУ (ГАЗ-24 "Волга", 16 II 1990, 121кБ).
55-05 СМУ (ГАЗ-САЗ-52, совхоз "Алфёровский", Сафоновский район, 65кБ).
Последняя серия СМУ выдана полностью.
Официально выделенная "латинская" серия для машин, выезжающих за пределы страны, - ССМ. Однако, серия ССМ выдавалась как обычная в Ставропольском крае, а Смоленская область, скорее всего, использовала для выездных машин свои чисто "латинские" серии.
Таблица выдачи серий мотоциклов.
Даны установленные точно годы. Диапазон может быть шире.
- |
СМА |
СМБ |
СМВ |
СМГ |
СМД |
СМЕ |
СМЖ |
СМЗ |
СМИ |
СМК |
СМЛ |
годы |
? ? |
? ? |
? ? |
? ? |
? 72 |
? 75 |
77 ? |
? ? |
80 81 |
? ? |
? 84 |
02-13 СМА (Иж-49 1953 года, 78кБ).
47-32 СМБ (Ява, 37кБ).
06-32 СМВ (Иж-49, 82кБ).
19-18 СМВ (Урал М-63, 25кБ). Номер кустарно перекрашен под следующий стандарт.
89-95 СМВ (Турист 1972 года, 47кБ).
12-30 СМГ (Иж-Юпитер-4, 148кБ). Номер кустарно перекрашен под следующий стандарт и лет на десять старше мотоцикла.
51-18 СМД (Днепр МТ-9 1972 года, 63кБ, техпаспорт, 158кБ).
79-37 СМД (Восход 1967 года, 65кБ).
28-01 СМЕ (Урал М-66 1971 года, 172кБ).
63-18 СМЕ (Ява-350 1975 года, 51кБ, 59кБ).
13-76 СМЖ (Днепр, 75кБ).
39-38 СМЖ (Минск-3.112 1977 года, 101кБ).
55-83 СМЖ (Днепр, 94кБ).
92-77 СМЗ (Муравей бортовой 1974 года, 26кБ).
35-83 СМИ (техпаспорт на Иж-Планету-3 1980 года, 72кБ).
09-05 СМК (Урал, 189кБ).
55-11 СМЛ (Иж-Юпитер-3, 19кБ).
60-13 СМЛ (Урал, 187кБ).
Серия СМЛ выдана полностью, а вот в СМК мне известно только два мотоцикла - 09-05 и 14-76. Возможно, именно СМК была последней серией.
Серия мопедов - СМА.
12-70 СМА (Карпаты 1976 года, 26кБ), это старший известный мне номер. В 1977-1978 выдача мопедных номеров прекратилась по всей стране.
Серии тракторов (с 1966 года) - СГ, СК (?-1981-?), СН, СЧ, СЖ. Часто одна серия и одинаковые номера были в разных областях.
83-27 СГ тр-р (ЮМЗ-6, Ярцевский район, 203кБ). Номер кустарно перекрашен не в те цвета. В других областях серия не замечена.
67-44 СК тр-р (Беларусь, Сафоновский район, 128кБ). В других областях серия не замечена.
34-32 СН тр-р (МТЗ-50 Беларусь, Сычёвка, 199кБ), 21-80, 65-хх - Саратовская обл., 82-36 - Ставропольский край.
09-94 СЧ тр-р (Беларусь, Сафоновский район, 187кБ). В других областях серия не замечена.
35-81 СЖ тр-р (просто номер, Смоленск, 28кБ). В других областях серия не замечена.
Серии автомобильных прицепов - СМ, СР.
70-07 СМ прицеп (132кБ).
17-55 СК прицеп (Скиф-8106, 196кБ). Старший известный мне номер - 44-64 СР прицеп. Серия СР выдана не полностью.
Серия тракторных прицепов (с 1966 года) - СГ, СЧ, СК, СЖ. Часто одна серия и одинаковые номера были в разных областях.
61-04 СГ пр-п (просто номер, 5кБ). В других областях серия не замечена.
93-34 СЧ пр-п (просто номер, 76кБ). В других областях серия не замечена.
32-95 СК пр-п (просто номер, 56кБ). 32-хх, 56-31, 62-хх - тоже Смоленщина. 44-77, 44-88 - Саратовская область.
75-64 СЖ пр-п (просто номер, 20кБ). В других областях серия не замечена.
Номера образца 1947 года (жёлтые).
Таблица выдачи автомобильных серий по годам.
Даны установленные точно годы. Диапазон может быть шире.
- |
СР |
СИ |
СК |
СС |
годы |
? ? |
51 53 |
? ? |
58 59 |
Деления серий по типам автомобилей не было.
СР 29-78 (ГАЗ-51 агитмашина, бывший пожарный ПМГ-5 1949-1951 годов, пожарное депо в Смоленском кремле, 224кБ).
СИ 08-14 (ГАЗ-67Б 1951-1953 годов, строительство Дорогобужской ГЭС, 107кБ).
СИ 26-93 (ЗиС-150 бортовой 1949-1953 годов у Успенского собора, Смоленск, 1960, 77кБ).
СИ 80-44 (ГАЗ-51 бортовой 1949-1951 годов, 1957, 30кБ).
СИ 85-40 (ГАЗ-51 бортовой, Кардымовский детский дом, д. Пищулино, 238кБ).
СИ 87-46 (ГАЗ-М20 "Победа", Смоленск, улица Докучаева, 253кБ).
СК 28-20 (ГАЗ-51А бортовой, 96кБ).
СК 77-36 (ГАЗ-51 бортовой, дорога в Понизовье, 27 VII 1959, 36кБ).
СК 94-60 (ГАЗ-51А бортовой 1957-1959 годов, колхоз "40 лет Октября", Снегирёвка, Шумячский район, 1960, 70кБ).
СС 30-14 (УралЗиС-355 бортовой 1955-1958 годов, Смоленск, улица Смирнова, 1959, 72кБ).
СС 56-25 (задний номер, 84кБ).
СС 78-39 (ЗиЛ-ММЗ-585, Гжатск, Советская улица, 1964, 197кБ). Серия СС выдана полностью.
Серия мотоциклов - СР.
СР 32-4? (М-72, Сафоновский экспериментально-механический завод, 1963, 340кБ).
Старший известный мне номер - СР 50-71.
Серия прицепов - СР.
СР прицеп 32-28 (ОдАЗ-885, Смоленск, улица Дзержинского, 1961, 156кБ).
Это единственный известный мне номер.
Номера образца 1937 года (чёрные).
27 IX 1937 Смоленская область образована при раделении Западной области на Орловскую и Смоленскую область. В Смоленской области остались город Смоленск и 49 районов: Андреевский, Барятинский, Бельский, Велижский, Всходский, Вяземский, Гжатский, Глинковский, Демидовский, Дзержинский, Дорогобужский, Думиничский, Духовщинский, Екимовичский, Ельнинский, Ершичский, Знаменский, Издешковский, Износковский, Ильинский, Кардымовский, Кармановский, Кировский, Козельский, Краснинский, Медынский, Мещовский, Монастырщинский, Мосальский, Новодугинский, Понизовский, Починковский, Пречистенский, Рославльский, Руднянский, Сафоновский, Смоленский, Спас-Деменский, Стодолищенский, Сухиничский, Сычевский, Тёмкинский, Тумановский, Усвятский, Хиславичский, Холм-Жирковский, Шумячский, Юхновский, Ярцевский.
5 VII 1944 из Смоленской области во вновь образованную Калужскую область переданы 13 районов: Барятинский, Дзержинский, Думиничский, Износковский, Кировский, Козельский, Куйбышевский, Медынский, Мещовский, Мосальский, Спас-Деменский, Сухиничский и Юхновский.
22 VIII 1944 из Смоленской области во вновь образованную Великолукскую область переданы 3 района: Бельский, Ильинский и Усвятский, 6 сельсоветов Велижского района (Ерёминский, Комасинский, Крестовский, Пухновский, Усмынский и Фоминский) и 3 сельсовета Пречистенского района (Гороватский, Макаровский, Шучейский).
Реформа номеров 1937 года началась в Москве поздней весной, в отдалённых краях она прошла в 1938. Западная область - соседняя с Московской. У меня нет фотографий весны-осени 1937, но можно предположить, что старые номера начали заменять новыми ещё до упразднения Западной области 27 IX 1937. Серия новых номеров ЗА - не показатель, - серии были распределены ещё в 1936 году при планировании реформы. Судя по максимальному известному старому номеру 37-10 ЗАПАД (3710 машин), при замене в середине 1937 года использовали не всю серию ЗА. Старшая часть серии ЗА досталась и выдавалась уже в Смоленской области. Мне не известно, на каком номере произошёл переход.
Номера этого стандарта были полностью обменяны на жёлтые серии в 1947 году.
Довоенные номера:
ЗА 45-98 (передний номер от полуторки с мест боёв, 149кБ).
ЗА 55-36 (ЗиС-101, 116кБ).
ЗА 55-65 (ГАЗ-М1, 1939, 141кБ).
ЗА 55-73 (ГАЗ-М1, Смоленск, 169кБ).
ЗА 56-20 (ГАЗ-4 бортовой, 136кБ).
ЗА 56-59 (ЗиС-101, 83кБ).
ЗА 56-71 (ЗиС-101, Смоленск, 266кБ).
ЗА 58-29 и ЗА 55-59 (ГАЗ-М1, 94кБ).
ЗА 58-72 (ЗиС-101, Смоленск, 253кБ).
ЗА 59-89 (ГАЗ-М1, 70кБ).
ЗА 75-21 (ГАЗ-АА бортовой, Красненский район, 130кБ).
ЗБ 04-48 (ЗиС-5 бортовой 1933-1935 годов, 63кБ).
ЗБ 15-44 (задний номер с мест боёв, 17кБ).
ЗБ 16-21 (задний номер с мест боёв, 81кБ).
ЗБ 16-93 (ГАЗ-АА бортовой, Смоленск, VII 1941, 158кБ).
ЗБ 43-90 (задний номер с мест боёв, 49кБ).
ЗБ 52-05 (передний номер с мест боёв, 28кБ). Это старший известный мне номер, серия ЗБ выдана не полностью.
Мотономера:
ЗА 01-83 (передний номер с мест боёв, 14кБ).
Послевоенные номера.
Смоленская область была оккупирована фашистами с VII 1941 по IX 1943, поэтому после освобождения серию ЗА перевыдали снова.
В конце войны распределялись только сочетания на номере, а знаки изготавливали сами водители из подручных материалов. Примерно с 1946 года стали опять выдавать знаки заводского изготовления.
ЗА ?0-47 (ГАЗ-АА бортовой, 7 XI 1947, 73кБ).
ЗЯ ?3-56 или это ЗА? (ГАЗ-67, Смоленск, 193кБ).
ЗЯ 54-85 (из техпаспорта, выданного 3 VII 1947).
Теперь я уже не уверен, что в том техпаспорте было именно ЗЯ, а не ЗА, - там иногда попадается очень корявый почерк. Была ли на самом деле послевоенная серия ЗЯ? Подождём новых фотографий и документов.
У оккупантов были номера серий WH (сухопутные силы), WL (люфтваффе и зенитчики), SS (войска CC), Pol (полиция). Встречались и гражданские серии земель, - у немцев тоже почти всё было подметено в армию. Подробнее о немецких номерах времён войны здесь.
FPn-2426 (Опель-Кадетт 11234 кабриолет 1937 года, Смоленск, 1941, 88кБ).
WH-874191 (немецкий Форд В8-51 фургон вермахта 1937-1939 годов, Вязьма, Дровяная площадь, 197кБ).
WL-105859 (Мерседес-Бенц 290 пулльман-лимузин люфтваффе, Смоленск, Рыночная площадь (Markt Platz), 1942-1943, 256кБ).
WL-236946 и WL-L-35x83 (Шевроле 1939 года и фургон люфтваффе, Смоленск, Никольский переулок (Godunowgasse?), 140кБ).
WL-391599 (неустановленный мотоцикл люфтваффе, Смоленск, Ленинская улица (Parkstrasse), солдатский клуб в здании мужской гимназии, 165кБ).
BM-2420 (ЗиС-5 пожарный бензовоз с прицепным 5500-литровым контейнером-цистерной КЦ-6, парад в честь 2-летия "освобождения" Смоленска, улица Глинки (Glinkastrasse), 16 VII 1943, 68кБ).
WH-229392 (средний айнхайтс-кюбель медслужбы вермахта, Смоленск, Социалистическая улица (Sparkassenstrasse), 1941-1942, 178кБ).
WH-607383 (Ганомаг бортовой вермахта, Смоленск, Краснознамённая улица (Museumstrasse), 1941-1942, 139кБ).
WH-33513 (средний айнхайтс-кюбель медслужбы вермахта, Смоленск, разрушенный Дзержинский мост, 1941, 243кБ).
WL-392455 (БМВ-326 кабриолет люфтваффе, Смоленск, беженцы у Западного временного (VIII 1941 - весна 1942) деревянного моста через Днепр, построенного немцами (шёл от сгиба Карачевского переулка), VIII 1941, 256кБ).
Pol-1230 (БМВ-Р12 1935 года фельджандармерии, шоссе Велиж - Усвяты, VIII 1941, 135кБ). "Опасно, партизанен. Одиночный транспорт стой! Проезд только двух и более транспортов. Opyжиe дepжaть нaгoтoвe."
На машинах Красной Армии номера появились весной 1942 года. Красноармейских фотографий 1941-1943 годов в сотни, если не в тысячи раз меньше, чем немецких.
Подробнее о номерах Красной Армии здесь, фотографии здесь.
Источники фотографий и информации:
Архив автора.
ReviewDetector.ru, форум кладоискателей.
avto-nomer.ru.
Коллекция Петра Шляхина.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Смоленская газета.
Вязьма, 1941.
Смоленский форум.
Fotoface.ru.
Совхоз «Алфёровский».
Вязьма с 50-х и по 2000 года.
Avito.ru.
Auto.ru.
Autobuy.ru.
Сафоново (как это было).
Автобусный транспорт.
Архив Александра Дубовика.
Коллекция Владимира Чугуненкова.
Вход
Галерея
Номерные знаки
Знаки 1959 1947 и 1937 годов Ссылки
Последняя правка 21 V 2023. Контакт. Андрей Богомолов.