Галерея автомотостарины. Номерные знаки СССР образца 1934 года. Москва.

29 I 1935 из Московской области во вновь образованную Калининскую область переданы 26 районов: Бежецкий, Весьёгонский, Вышне-Волоцкий, Емельяновский, Есеновичский, Завидовский, Калининский, Калязинский, Кашинский, Кесово-Горский, Кимрский, Конаковский, Красно-Холмский, Лесной, Лихославльский, Максатихинский, Молоковский, Нерльский, Новокарельский, Новоторский, Рамешковский, Сандовский, Сонковский, Спировский, Тургиновский и Удомельский.

Номера образца 1934 года полностью заменили знаки образца 1932 года летом-осенью 1934-го. При этом старые номера совсем исчезли с улиц Москвы.
В мае и летом 1937 года все эти номера подверглись тотальному уничтожению и были заменены номерами образца 1937 года.
Надпись МОСКВА в нижней строке была на номерах Московского дортранса (включал в себя нынешние территории Москвы, Московской, Рязанской, Тульской, часть Владимирской, Калининской и Калужской областей).

Автомобильные номера. Передние и задние знаки одинаковы.
"По решению Президиума Моссовета со всех легковых машин снимаются передние номерные знаки." ("Вечерняя Москва", 10 IV 1937).
Несмотря на кажущееся равенство знаков "МОСКВА", в этом номерном стандарте продолжилось разделение машин на столичные и подмосковные. Московские машины получали номера последовательно от 0-00-01 до, по крайней мере, 4-07-07. Подмосковные номера сразу начались с пятёрки, а до 6, вероятно, не дошло. При этом, по моим ощущениям, подмосковные номера не шли плавно от 5-00-01 до, по крайней мере, 6-10-37, а сразу были розданы небольшими группами по районам и потихоньку там выдавались (Московский дортранс был огромным, и ехать за регистрацией специально в Москву было бы неразумным требованием, - тогда машины очень редко покидали свой район). То есть, где-то начали выдачу с 5-00-01, где-то с 5-25-01, а где-то с 5-50-01.
Номера 0-25-хх...0-28-хх выделены иностранным посольствам.
К середине 1935 года (286кБ) в самой Москве выданы номера от 0-00-01 до примерно 1-09-62. Выдача началась в середине 1934, так что, это набралось примерно за год, с учётом того, что сразу было выдано много номеров взамен старых 1932-1934.
В Москве не было номеров у рейсовых автобусов (139кБ), в Подмосковье у автобусов номера были. У пожарных машин Москвы и Подмосковья номера встречались (130кБ), но обычно их не было (221кБ). Переход на номера произошёл у них в 1938 году.

Москва:
ЗиС-5 передвижная радиостанция ОРУДа, 1935, 63кБ    0-00-60 МОСКВА (Форд А тюдор 1931 года, 141кБ).
   0-01-53 МОСКВА (ЗиС-5 передвижная радиостанция ОРУДа, Москва, Моховая улица, 1935, 63кБ).
   0-04-22 МОСКВА (Паккард 1934 года, Москва, метро Парк Культуры, III 1935, 167кБ).
   0-09-67 МОСКВА (неустановленный седан, Москва, Ленинградское шоссе, вдали площадь Белорусского вокзала, 1936, 108кБ).
   0-14-64 МОСКВА (пневматическая подметальная машина Линде (Германия) ТУО Моссовета, 145кБ).
   0-15-35 МОСКВА (Форд АА бортовой геологического треста Гормаркбюро, Москва, улица 25 октября, 122кБ).
   0-16-24 МОСКВА (Форд А фаэтон, Москва, Малый Казённый переулок, 1934-1936, 51кБ).
   0-17-62 МОСКВА (ГАЗ-4, Москва, 1937, 26кБ).
   0-22-20 МОСКВА (ГАЗ-А, Москва, метро "Сокольники", 1935, 162кБ).
   0-25-22 МОСКВА (дипломатический номер, Моррис-Оксфорд 1935 года, визит Энтони Идена в Москву, 28 III 1935, 116кБ), под нашим номером виден номер Миддлсэкса, слева ещё один англичанин 0-26-54? МОСКВА.
   ДК 0-25-30 МОСКВА (дипломатический номер, Понтиак 1934 года, 24кБ).
   0-26-22 МОСКВА (Бьюик 1931 года эстонского посольства, Москва, 104кБ).
   ДК 0-27-22 МОСКВА (Ганомаг Штурм эстонского посольства, Москва, 39кБ).
   0-28-64 МОСКВА (Шевроле 1932 года эстонского посольства, Москва, 104кБ).
   0-32-06 МОСКВА (ГАЗ-А, Москва, Красная площадь, 155кБ).
   0-40-38 МОСКВА (ГАЗ-4, 158кБ).
   0-41-36 МОСКВА (Рено НН такси 1924-1925 года, Самотёчная улица, 192кБ). Вероятно, тоже из 2-го таксопарка.
   0-41-85 - такси 2-го таксопарка
   0-41-90 МОСКВА (Рено НН такси 1924-1925 года у входа в ЦУМ, 180кБ). Вероятно, тоже из 2-го таксопарка.
   0-56-03 - 3-тонка Жилстроя НКТП
   0-59-82 МОСКВА (ГАЗ-А, женский автопробег имени Сталинской конституции, 1936, 105кБ).
   0-68-42 МОСКВА (ГАЗ-АА бортовой НарКомЗема СССР, Москва, Пушкинская площадь, 1935, 189кБ).
   0-69-25 МОСКВА (неустановленный фаэтон, бензоколонка у Малого Каменного моста, 149кБ).
   0-70-22 МОСКВА (ГАЗ-АА бортовой Почты СССР (белая диагональ на бортах), Москва, Пушкинская площадь, 1935, 189кБ).
   0-70-33 МОСКВА (ГАЗ-АА бортовой 1932-1933 года, Москва, Моховая улица, 1935, 219кБ).
   0-73-09 МОСКВА и 0-73-08 МОСКВА (ГАЗ-АА бортовые, Бауманский район, 1936, 72кБ).
   0-77-02 МОСКВА (Форд-В8 1933 или 1934 года, Москва, Ленинградское шоссе, вдали площадь Белорусского вокзала, 1936, 230кБ).
   0-90-95 - завод "Изолятор"
   0-96-02
   0-99-15 МОСКВА (ГАЗ-А, Москва, 30 IX 1935, 84кБ, номер крупно, 28кБ).
   1-02-82 - такси 1-го таксопарка
   1-08-27 МОСКВА (ГАЗ-А, 89кБ).
   1-09-25 МОСКВА (Форд-А пикап второй половины 1931 года, аварийная, Москва, 1935-1936, 108кБ).
   1-44-16 МОСКВА (Кадиллак 1935 года, машина Тухачевского (до 10 V 1937), 83кБ).
   1-52-74 МОСКВА (ГАЗ-А, мост через речку Фильку на Фильском шоссе, 1935, 157кБ).
ГАЗ-А, 1936, 105кБ    1-54-57 МОСКВА (неустановленный бортовой грузовик, с номером, перевешенным на прицеп, Москва, Садовая-Спасская улица, 1935, 178кБ).
   1-65-77 МОСКВА (Форд А фаэтон 1930 года, Москва, стадион Динамо, 1935, 113кБ).
   1-71-32 МОСКВА (Бьюик 1933 года, улица Кузнецкий мост, 1935, 260кБ).
   1-71-77 МОСКВА (Бьюик 1930 года, площадь Свердлова, 1935, 110кБ).
   1-77-74 МОСКВА (Форд А тюдор 1931 года, 240кБ).
   1-78-70 МОСКВА (Форд А фордор 1930 года, Москва, Моховая улица, 1935, 219кБ).
   1-84-50 МОСКВА (Форд-В8 родстер 1934 года, Сергей Эйзенштейн, 121кБ).
   1-86-23 МОСКВА (Остин, подметальная машина МГТО, X 1935, 58кБ, вид спереди, 68кБ).
   1-92-80 МОСКВА (ГАЗ-АА бортовой, Москва, Марксова улица, 1935-1937, 168кБ).
   2-00-50 МОСКВА (ГАЗ-А, какой-то автопробег, 1936, 56кБ).
   2-14-93 МОСКВА (ГАЗ-АА скорая помощь проекта И.Ф. Германа, 1935, Москва, 108кБ).
   2-21-90 МОСКВА (ЗиС-5 будка с окнами 1933-1935 годов выпуска, Лялина площадь, 19 VI 1936, 141кБ).
   2-28-15 МОСКВА (Форд-В8 1935 года, 20кБ).
   2-29-49 МОСКВА (ГАЗ-АА почтовый фургон П-42, Москва, 28кБ).
   2-28-86 МОСКВА (ГАЗ-А, 73кБ).
   2-40-94 МОСКВА (ГАЗ-4 фургон, женский автопробег имени Сталинской конституции, 1936, 89кБ).
   2-41-76 МОСКВА (ГАЗ-АА бортовой, Нальчик, 42кБ).
   2-48-81 МОСКВА (ГАЗ-А, бензоколонка у Малого Каменного моста, 149кБ).
   2-49-67 МОСКВА (Форд-В8 1932 года, Серго Орджоникидзе на строительстве метро Киевская, 1935-1936, 79кБ).
   2-62-31 МОСКВА (ГАЗ-АА фургон завода Оремнасос, Москва, 1936).
   3-00-59 МОСКВА (ГАЗ-4, 179кБ).
   3-03-81 МОСКВА (ЗиС-5 передвижной театр кукол Советского района, 61кБ).
   3-07-43 МОСКВА (ГАЗ-АА бортовой, Нальчик, 201кБ, с обратной стороны, 122кБ).
   3-31-17 МОСКВА (ГАЗ-M1 1937 года, 97кБ).
   3-37-75 МОСКВА (ГАЗ-М1, Москва, Манежная площадь, 117кБ).
   3-38-21 МОСКВА (ГАЗ-M1 1936-37 года, 225кБ).
   3-82-15 МОСКВА (ЗиС-5 бортовой строительство Устьинского моста, 1937, 90кБ).
   3-96-36 МОСКВА (ЗиС-5 фургон-автобус, трамвайное депо им. Артамонова, 1937, 190кБ, вид спереди, 149кБ).
   4-02-39 МОСКВА (ЗиС-5 бортовой с газогенераторной установкой НАТИ-Г23, 1937, 47кБ).
   4-07-06 МОСКВА (ЗиС-5 с ковшом завода АРЕМЗ для погрузки мусора, Москва, 1937, 69кБ).
ЗиС-5 с ковшом завода АРЕМЗ для погрузки мусора, Москва, 1937, 69кБ    4-07-07 МОСКВА (ЗиС-5 с подметальной щёткой системы Бара, Москва, 1937, 69кБ).
   4-25-53 МОСКВА (ЗиС-5 бортовой, 1937, 241кБ), это старший известный мне московский номер.

Подмосковье:
   5-00-03 МОСКВА (ГАЗ-А, 1-й авиапарад на Тушинском аэродроме, 18 VIII 1934, 305кБ).
   5-25-20 МОСКВА (Форд-А фаэтон, завод им. КИМ, г. Кунцево, 115кБ).
   5-59-04 МОСКВА (ГАЗ-3, Тула, улица Коммунаров, 1934, 87кБ).
   5-64-96 МОСКВА - полуторка Сапожковского райпотребсоюза.
   5-79-10 МОСКВА (ГАЗ-АА бортовой учебный, Белёвский район, X 1935, 212кБ).
   5-86-39 МОСКВА (ЗиС-8, Орехово-Зуево, 1935, 206кБ).
   6-10-37 МОСКВА (ГАЗ-АА бортовой, Наро-Фоминск, 132кБ), это старший известный мне подмосковный номер.

Странный номер в инверсной окраске, журнал "За рулём", №1 1940:
   12 МОСКВА (ГАЗ-42 бортовой, 95кБ). Выяснилось, что это номер автопробега газогенераторных грузовиков в 1938 году.
   11 МОСКВА (ГАЗ-42 бортовой с тентом, Киров, 9 VIII 1938, 101кБ).

Транзитные номера. Транзит 1 (ЗиС и КиМ, чёрные символы на тёмно-жёлтом, вопреки стандарту).
   22-25 ТРАНЗИТ 1 (ГАЗ-А, 31 VII 1935, пригнанный из Москвы в Ленинград, 106кБ).
   23-80 ТРАНЗИТ 1, задний номер (шасси ЗиС-5 1935-1937 года, пригнанное из Москвы на ленинградский завод АТУЛ для установки автобусного кузова, 88кБ и 87кБ), это старший известный мне номер.

Номера Проба для экспериментальных автомобилей (номера ЗиС - белые символы на чёрном, вопреки стандарту).
   1-73 ПРОБА (ЗиС-5 2-осный экспериментальный автобус, 1936, 116кБ).
   1-77 ПРОБА (прототип ЗиС-101 у арсенала в Кремле, слева направо: Лихачёв, Орджоникидзе, Сталин, Молотов, Микоян, 29 IV 1936, 217кБ).
   3-74 ПРОБА (ЗиС-101, 116кБ).
   3-77 ПРОБА (Де Сото Аирфлоу 1935 года, зима 1936/37, Москва, Столешников переулок, 108кБ).
   3-96 ПРОБА (ЗиС-101 прототип, ЗиС, здание администрации, 1936, 381кБ), это старший известный мне номер.

Дипломатические номера.
   0-25-22 МОСКВА (дипломатический номер, Моррис-Оксфорд 1935 года, визит Энтони Идена в Москву, 28 III 1935, 116кБ), под нашим номером виден номер Миддлсэкса, слева ещё один англичанин 0-26-54? МОСКВА.
   ДК 0-25-30 МОСКВА (дипломатический номер, Понтиак 1934 года, 24кБ).
   0-26-22 МОСКВА (Бьюик 1931 года эстонского посольства, Москва, 104кБ).
   ДК 0-27-22 МОСКВА (Ганомаг Штурм эстонского посольства, Москва, 39кБ).
   0-28-64 МОСКВА (Шевроле 1932 года эстонского посольства, Москва, 104кБ).

Номера автопробегов. Машины автопробегов шли без госномеров, у них были пробеговые номера - работа собственных художников.
   Пробег Москва-Кара-Кумы (ГАЗ-А, Карсакпай, 1935, 48кБ).

Мотоциклетные номера.
Знаки мотоциклов были меньшего размера. Передний знак вдоль переднего крыла был двусторонним (из двух одинаковых пластин). В отличие от автомобильных номеров, на знаках мотоциклов цифры и буквы были одинакового размера. Мотономера вели свой собственный счёт (то есть, были автомобили и мотоциклы с одинаковым сочетанием цифр). Мотономера тоже делились на московские и подмосковные, московские - 0-00-01...0-13-38...?, подмосковные - от 0-20-01 и дальше.
   0-00-83 МОСКВА (неустановленный мотоцикл, 50кБ).
   0-01-32 МОСКВА (Триумф, Александр Иванович Хлупнов, парад старинной техники клуба САМС на стадионе "Локомотив", 29 VII 1978, 50кБ).
   0-02-50 МОСКВА (Harley-Davidson VS 1931 года, 61кБ, передний номер, 101кБ).
   0-10-37 МОСКВА (просто мотономер, 16кБ).
   0-11-66 МОСКВА (Иж-7 1936-1937 годов выпуска, Москва, Ленинградское ш., 24 IV 1937, 58кБ).
   0-13-38 МОСКВА (Л-300 "Красный Октябрь", 204кБ), это старший известный мне московский номер
   0-20-42 МОСКВА - ПМЗ-А750 с прицепкой, Подольск, XII 1935
   0-22-21 МОСКВА - ПМЗ-А750, Подольск, 25 VII 1935
   0-25-64 МОСКВА (ПМЗ-А750 1936-1937 годов выпуска с прицепкой, Подольск?, 98кБ).
   0-27-39 МОСКВА (ПМЗ-А750 1935-37 года, Подольск, 76кБ), это старший известный мне подмосковный номер.

Номера прицепов. Специальных знаков для них не было. При работе с прицепом следовало снять задний знак с тягача и повесить его на задний борт прицепа.
   1-54-57 МОСКВА (неустановленный бортовой грузовик, с номером, перевешенным на прицеп, Москва, Садовая-Спасская улица, 1935, 178кБ).

Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Журнал "Метрострой" № 5-6, 1935.
Фото Эйрика Сундвора.
Фото Е. Игнатовича.
История Русской Авиации в фото, 1885-1945 гг..
Фото Владислава Владиславовича Микоши.
Тула ушедшего века.
Архив журнала "За рулём".
Фото Эммануила Ноевича Евзерихина.
Фото Владимира Мусинова.
Фото С. Шингарева.
Коллекция Петра Шляхина (tank-21) на Drive2.ru.
Фото Владислава Владиславовича Микоши.
Архив Александра Аникина.
Фото М. Гехтман.
Архив Михаила Лукина.
Архив Артёма Драбкина.
Архив Евгения Сергеевича Бабурина (Москва).
Книга Андрея Мятиева "История советского мотоцикла, часть I", издательство "ЗахаровПадерин".
Коллекция Андрея Мятиева (Музей истории велосипедного дела в России, Москва).
В.И.Матвеенко, "Забытые и знаменитые", 2003.
Семейный архив Белявских-Сегалович.
Архив Алексея Клишина.
Архив ЦИГИ.
Фото Наума Самойловича Грановского.
Магия Ретро.
Фото Л. Шишкина.
Нальчик. Архивные фото.
Государственный Исторический музей.
Фото Владимира Петровича Гребнева.
Архив АМО-ЗиЛ.
Фото из коллекции Ярослава Арбугина.
Фото Бориса Даниловича Фабисовича.
Старый Наро-Фоминск.
Архив Павла Гришаева (6-10-37 Москва).

Вход   Галерея   Номерные знаки   СССР    Москва    Знаки 1934 года   Ссылки

Последняя правка 4 I 2024. Контакт. Андрей Богомолов.