Галерея автомотостарины. Номерные знаки СССР
образца 1937 и 1940 года.
Москва (только город, в области были свои серии номеров).
Автомобильные серии:
Таблица принадлежности автотранспорта по сериям образца 1937 и 1940 года.
Буквы типа серии в самой таблице означают:
Г - грузовые, Л - легковые, В - все типы.
Ниже под буквой типа серии указаны ранние и поздние годы выдачи серий.
Информация по годам во многом обрывочна, возможны ошибки. Прошу указывать мне на них.
В последней строке таблицы: "1" - у этой серии выдавался только задний номер, "2" - серия с передним и задним номерами.
- МА МБ МВ МГ МД МЕ МЖ МЗ МИ МЛ ма мб мв мг ме ми мл мм мн?
- Л Л Г Г В Г Г В Г Г Г Г Г Г Л Г Л Л В
годы
выдачи
37
38
37
39
37
37
37
38
38
39
38
39
38
39
39
40
39
40
40
41
44?
46
44?
46
45
45
46
46
44?
47
46
47
40
46
45
47
41
41
- 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2, 1? 1 2

Комментарии.
Номера образца 1937 полностью заменили знаки 1934-1937, начиная с мая 1937 и в течение лета. При этом старые номера совсем исчезли с улиц Москвы. Красивый округлый шрифт московских номеров 1937 года отличался от рубленого шрифта номеров остальных районов страны. Этот шрифт присутствовал также на небольшой части номеров Ленинграда, Киева и некоторых других областей. На легковые машины выдавался только задний номер, - считалось, что огромные (самые большие в истории) номера портят внешний вид машины. Это правило тоже относилось только к московским машинам, но было принято и ещё в нескольких местах. Кстати, летом-осенью 1937 года за пределы Москвы были изгнаны все открытые легковые автомобили старых моделей (ГАЗ-А, Форд-А), чтобы не портили своим видом столичные улицы. Надо сказать, что ещё в начале 1936 года около 80 % московских легковушек составляли как раз фаэтоны ГАЗ-А и Форд-А образца 1930 года, - других в 1930-1936 наша промышленность не выпускала. Все они были без доплаты заменены в Москве новенькими эмками ГАЗ-М1 и ЗиС-101. Московские рейсовые автобусы до 1938 года автомобильных номеров не имели, у них были порядковые номера (102к фото, 1938) из переводных картинок на заднем борту и под ветровым стеклом слева. Летом 1938 года им выдали автомобильные номерные знаки МД 0х-хх и МЖ 0х-хх, передние и задние. Эти номера встречаются ещё в августе 1939 года, но к началу войны московские рейсовые автобусы опять имели только "трамвайные" номера из переводных картинок (146к фото, 1941).
Не раньше 1942 и не позже июля 1944 года, и опять только в столице, номера 1937 года (то есть, все серии, кроме небольшой части серии МЛ) подверглись геноциду и были заменены номерами образца 1940, которые имели намного меньшие размеры. В Москве эти номера на всех машинах были только сзади. При этом поменялось назначение почти всех серий (легковые/грузовые). К сожалению, несколько сотен фотографий Москвы 1942 - VII 1944 почти все - сцены спектаклей или карточки 3х4 на документы. Одновременно с этой заменой номеров рейсовые автобусы вновь стали ездить без регистрационных знаков, только с порядковыми номерами на заднем борту.
В 1947 году все номера образца 1940 года также подверглись тотальному уничтожению и были заменены номерами образца 1947 года.

Номера образца 1937 года.
Серия МА, легковые автомобили, только задние номера. Значительная часть серии ушла на замену номеров образца 1934 года (летом-осенью 1937 года в Москве было 5700 служебных и 1000 частных легковушек).
70к ГАЗ-М1, 17 VI 1937 МА 00-14 (ГАЗ-М1, манежная площадь, 1938, 193к фото)
МА 07-53 (ГАЗ-М1 с колёсами от ГАЗ-А, улица Горького, 1940, 210к фото)
МА 12-13 (ЗиС-101, реконструкция улицы Горького, 1938, 216к фото)
МА 14-04 (ГАЗ-М1, улица Чехова, 1937, 86к фото)
МА 15-90 (ГАЗ-М1, реконструкция улицы Горького, 1938, 190к фото)
МА 16-45 (Форд-В8 тюдор 1935 или 1936 года, реконструкция улицы Горького, 1938, 216к фото)
МА 26-33 (ГАЗ-М1, реконструкция улицы Горького, 1938, 173к фото)
МА 28-57 (ГАЗ-М1, Большой театр, 1937, 152к фото)
МА 32-71 (ГАЗ-М1, Дмитровское шоссе, мост через канал Москва - Волга, 1937, 59к фото)
МА 34-45 (ГАЗ-М1, Давид Ойстрах у гостиницы "Москва", 17 VI 1937, 70к фото, та же эмка спереди, знака нет, 68к фото)
МА 63-13 (техпаспорт 2 X 1937 на Паккард 1937 года Валерия Павловича Чкалова, 279кБ).
МА 63-26 (ГАЗ-М1, Ленинградское шоссе, 1938, 213к фото)
МА 65-08 (ГАЗ-М1, метро Аэропорт, 1938, 79к фото)
Серия МБ, легковые автомобили, только задние номера.
МБ 00-54 (Крайслер Империал 1938 модельного года, 1941, 42к фото)
МБ 06-01 (ГАЗ-М1, улица Горького, 1940, 210к фото)
МБ 07-71 (ГАЗ-М1, реконструкция улицы Горького, 1938, 163к фото)
МБ 09-53 (Линкольн КБ 1932 года, 1941, 60к фото)
МБ 10-73 (ГАЗ-М1, Ленинградское шоссе, 1938, 158к фото)
МБ 13-27 (ГАЗ-М1, Авиамоторная улица, 1937, 105к фото)
МБ 14-48 (ЗиС-101, улица Горького, 1937-1938, 66к фото)
МБ 22-66 (ГАЗ-М1, Пушечная улица, 1939-1940, 210к фото)
МБ 28-66 (ГАЗ-М1, Ленинградское шоссе, 1938, 213к фото)
МБ 39-8? (ГАЗ-М1, реконструкция улицы Горького, 1938, 168к фото)
МБ 57-83 (ЗиС-101 киносъёмочный, 105к фото)
МБ 65-91 (ЗиС-101 у Политехнического музея, 1938-1940, 102к фото)
МБ 68-28 (ЗиС-101, Ярославское шоссе, 1939, 177к фото)
МБ 84-50 (ЗиС-101 у Политехнического музея, 1938-1940, 216к фото)
МБ ?9-44 (ЗиС-101 скорая помощь, 103к фото)
Серия МВ, грузовая. Вся истрачена уже в 1937 году на замену прежних знаков.
МВ 02-58 (ГАЗ-АА фургон, Пушкинская площадь, 1938, 82к фото)
МВ 04-21 (ЗиС-5 автомагазин, 121к фото)
ГАЗ-АА скорая помощь, улица Вахтангова, 93кБ МВ 25-97 (ЗиС-5 открытый автобус, метро "Площадь Свердлова", 1941, 55к фото)
МВ 35-46? (ГАЗ-АА бортовой, на авиапарад в Тушино, 18 VIII 1937, 56к фото, обратите внимание, что ЗиС-5 ещё не успел поменять старый номер)
МВ 42-32 (ЗиС-5 бортовой, Потешная улица, 1939, 204к фото)
МВ 54-58 (Додж 1/2-тонный субурбан 1936 или 1937 года, 246к фото)
МВ 62-41 (ЗиС-5 бортовой, улица Чехова, 1938-1941, 142к фото)
МВ 64-53 (ГАЗ-АА пожарный ПМГ-1, аварийная Мосводопровода, 42к фото)
МВ 65-06 (ГАЗ-АА бортовой, 1-я Мещанская улица, 118к фото)
МВ 66-62 (ЗиС-5 бортовой, 16к фото, есть небольшая вероятность, что это номер образца 1947 года)
МВ 90-47 (Мерседес 1924-1925 года скорая помощь, 1-я Градская больница, 41к фото)
МВ 90-84 (ГАЗ-АА скорая помощь, улица Вахтангова, 93к фото)
Серия МГ, грузовая.
МГ 00-12 (ЗиС-11 пожарный ПМЗ-1, 68к фото)
МГ 11-44 (ЯГ-6 машина для сколки льда, 67к фото)
МГ 16-50 (ГАЗ-АА подметально-уборочная ПУ-5, 17к фото)
МГ 16-54 (ГАЗ-АА подметально-уборочная ПУ-5, 184к фото)
МГ 16-54 (ГАЗ-АА подметально-уборочная ПУ-5, 211к фото)
МГ 31-43 (ГАЗ-АА бортовой, Ленинградское шоссе, 1938, 110к фото)
МГ 65-43 (ГАЗ-АА бортовой учебный, IV 1940, 27к фото)
МГ 66-33 (ГАЗ-АА бортовой у Политехнического музея, 1938-1940, 216к фото)
МГ 66-91 (ЗиС-5 бортовой учебный с двойной кабиной у Политехнического музея, 1938-1940, 75к фото)
МГ 70-16 (ГАЗ-АА бортовой, такси, зимний кросс грузовых автомобилей, Химки, речной вокзал, 6 I 1938, 62к фото)
МГ 83-62 (ЗиС-5 бортовой ледокол, 149к фото)
МГ 88-71 (ЗиС-5 бортовой, площадь Маяковского, IV 1939, 82к фото)
Серия МД, все типы, включая такси, на легковых не было передних номеров.
МД 00-68 (ЗиС-16, Ленинградское ш., 1938, 193к фото)
МД 20-71 (ГАЗ-М1 экспериментальная газогенераторная, Бобров переулок, X 1938, 155к фото, она же с облупившейся от жара краской, 9к фото)
МД 26-37 (ГАЗ-М1, фильм "Девушка с характером", Комсомольская площадь, 1938, 77к фото)
МД 65-05 (ГАЗ-АА бортовой, двор 2-й Московской специальной артиллерийской школы, 28к фото)
МД 67-20 (ГАЗ-АА подметально-уборочная ПУ-5, 126к фото)
МД 67-32 (ГАЗ-АА подметально-уборочная ПУ-5, 184к фото)
МД 67-32 (ГАЗ-АА подметально-уборочная ПУ-5, 211к фото)
МД 78-48 (ГАЗ-АА бортовой, Дубининская улица, 11к фото)
ЗиС-11 пожарный ПМЗ-1, 68кБ МД 98-38 (ГАЗ-АА бортовой, Научно-исследовательский испытательный санитарный институт РККА, 72к фото, та же группа справа, 135к фото)
Серия МЕ, грузовая.
МЕ 04-44 (ГАЗ-АА бортовой, Москва, улица Фурманова, 122к фото)
МЕ 25-86 (ГАЗ-АА бортовой, 47к фото)
МЕ 25-87 (ГАЗ-АА бортовой, 61к фото)
МЕ 25-87 (ГАЗ-АА лесовоз, переделанный из бортового, 84к фото)
МЕ 26-46 (ГАЗ-АА бортовой, Потешная улица, 1939, 204к фото)
МЕ 32-98 и МЕ 28-14 (ГАЗ-АА бортовые, Садовая-Каретная улица, 1939-1941, 128к фото)
МЕ 34-68 (ГАЗ-АА бортовой, двор 2-й Московской специальной артиллерийской школы, 118к фото)
МЕ 36-09 и МЕ 44-05 (ГАЗ-АА подметально-уборочные ПУ-5, Новинский бульвар, 1938, 130к фото)
МЕ 44-05 (ГАЗ-АА подметально-уборочная ПУ-5, Новинский бульвар, 1938, 211к фото)
МЕ 44-05 (ГАЗ-АА подметально-уборочная ПУ-5, 1938, 184к фото)
МЕ 44-05 (ГАЗ-АА подметально-уборочная ПУ-5, 1938, 211к фото)
МЕ 80-91 (ЯГ-6 бортовой, реконструкция улицы Горького, 82к фото)
МЕ 93-08 (ЗиС-5 бортовой, Большой Казённый переулок, 159к фото)
Серия МЖ, грузовая.
МЖ 00-48 (ЗиС-16, главный вход в парк Сокольники, 196к фото)
МЖ 00-76 (ЗиС-8 Аремкуз, улица Горького, серия плакатов "Соблюдайте правила уличного движения", 1939-1940, 197к фото)
МЖ 00-96 (ЗиС-16, центральный вход В.С.Х.В., 1939, 105к фото)
МЖ 03-28 (ЗиС-16, Пушкинская площадь, 89к фото)
МЖ 03-56 (ЗиС-16, Пушкинская площадь, 73к фото)
МЖ 25-77 (ЗиС-5 бортовой снегоочиститель, 126к фото)
МЖ 32-80 (просто номер, 35к фото, печать, 153к фото)
Номера этого стандарта жёстко заменены новыми по всей стране и уничтожены в 1947 году, поэтому в хорошем состоянии они не встречаются. Их много найдено поисковиками в лесах на местах боёв, но эти 55-59-сантиметровые номера делались из кровельного железа и даже в новом состоянии плохо держали сами себя, отчего довоенные водители придумывали им укрепляющие рамки (на этом номере тоже есть такая рамка). А после десятилетий в лесу многие из найденных номеров буквально рассыпаются в руках. У этого тоже верхний правый угол быстро отвалился, 34к фото.
МЖ 34-56 (ЗиС-30 бортовой, 129к фото)
МЖ 42-53 (ЯГ-6 НАТИ Коджу бортовой, 1938, 63к фото)
МЖ 72-12 (ГАЗ-АА бортовой у Политехнического музея, 1938-1940, 216к фото)
МЖ 80-84 (ГАЗ-АА бортовой, Волхонка, во дворах, 1940, 193к фото)
МЖ 92-90 (ГАЗ-АА бортовой, VII 1939, 134к фото)
МЖ 97-48 (ГАЗ-АА бортовой, кафе "Москва" на улице Горького, 1939-1941, 283к фото)
Серия МЗ, все типы, на легковых не было передних номеров.
МЗ 29-17 (КИМ-10-51, Большая Калужская улица, 1941, 257к фото)
МЗ 33-92 (Форд В8 фордор, Преображенская площадь, VII-VIII 1941, 92к фото)
МЗ 43-63 (ГАЗ-М1, Манеж, 1941, 187к фото)
184к ГАЗ-АА подметально-уборочная ПУ-5, 1938 МЗ 88-73 (ГАЗ-АА бортовой, 1941, 106к фото)
Серия МИ, грузовая.
МИ 18-38 (ГАЗ-АА подметально-уборочная ПУ-7, 62к фото)
МИ 21-92 (ЗиС-5 бортовой, 1941, 136к фото)
МИ 45-67 (ГАЗ-АА бортовой, Садовая-Каретная улица, 1939-1941, 128к фото)
МИ 48-40 (ГАЗ-АА бортовой, улица Разина, 1940-1941, 161к фото)
МИ 52-00 и МИ 63-37 (ГАЗ-АА бортовые, Кривой переулок, 1940-1941, 126к фото)
МИ 87-08 (ЗиС-5 бортовой, Елецкий переулок, 1940-1941, 159к фото)
МИ 87-10 (ГАЗ-АА бортовой, Елецкий переулок, 1940-1941, 37к фото)
Серия МЛ, грузовая. Выдана не вся, старший известный мне номер - МЛ 33-87.
МЛ 05-23 (ГАЗ-АА бортовой, Псковский переулок, 1940-1941, 169к фото)
МЛ 15-88 (ЗиС-5 бортовой, дворы улицы Горького, IX 1940, 84к фото)
МЛ 15-94 (ГАЗ-АА бортовой, Гагаринский переулок, 1941, 100к фото)
МЛ 18-72 (ГАЗ-АА бортовой, Зубцов, немецкая оккупация, 1942, 29к фото)

Номера образца 1940 года.
Серия МА, грузовая, послевоенная.
70к Виллис Андрея Николаевича Туполева МА 24-01 (ЗиС-16, ипподром, перед прогоном немцев по Москве, 17 VII 1944, 150к фото)
МА 43-71 (ЯС-3, Кремлёвская набережная, 1946-1947, 149к фото)
Серия МБ, грузовая, послевоенная.
МБ 05-22 и МБ 05-34 (ЯГ-6 поливо-моечные ПМ-4, площадь Маяковского, VI 1946, 154к фото)
МБ 50-52 (ЗиС-5 бортовой, 187к фото)
МБ 80-26 (ЗиС-42 пожарный ПМЗ-42, 81к фото, переднего номера нет, 84к фото)
МБ 82-46 (ЗиС-5 пожарный, 82к фото)
Серия МВ, грузовая, послевоенная.
МВ 40-53 (ГАЗ-ММ бортовой, Президиум Академии наук СССР, 1945, 128к фото)
МВ ??-?? (ЗиС-5 бортовой, улица Герцена, 3 XI 1945, 100к фото)
Серия МГ, грузовая, послевоенная.
МГ 47-51? (ЗиС-5 бортовой, Смоленская площадь, 1946, 123к фото)
Серия МЕ, легковая, послевоенная.
МЕ 37-88 (ДКВ-Фронт, ресторан "Аврора", 62к фото)
МЕ 55-66 (удостоверение на Опель-Капитан, номер выдан 1 IX 1945, 82к фото)
141к КИМ-10-50 МЕ 64-92 (Бьюик 8, маршалы Иван Степанович Конев и Константин Константинович Рокоссовский в Кремле, 1945-1947, 56к фото)
МЕ 80-55 (удостоверение на Мерседес-Бенц легковой, номер выдан 29 XII 1945, 67к фото)
МЕ 92-81 (Виллис Андрея Николаевича Туполева, 70к фото)
Серии МЖ и МЗ образца 1940 года - не московские. Выдавались в Латвии после освобождения от фашистов и до октября 1945 года.
Серия МИ, грузовая, послевоенная.
МИ 32-47 (ГАЗ-АА бортовое маршрутное такси Аремкуза, 1946, 151к фото)
Серия МЛ, легковая, довоенная и послевоенная. На послевоенных передних номеров, скорее всего, не было.
МЛ 00-02 (предсерийный КИМ-10, регистрация 1940, 149к фото)
МЛ 00-03 (предсерийный КИМ-10, регистрация 1940, 140к фото)
МЛ 46-56 (удостоверение на Опель-Капитан 1939 года, регистрация 29 VII 1946, 63к фото)
Серия ММ, легковая, 1944 - послевоенная.
ММ 24-89 (ГАЗ-М1, Президиум Академии наук СССР, 1945, 128к фото)
ММ 49-99 задний номер спереди (ГАЗ-67, слева - Борис Полевой, 1944, 92к фото)
Серия МН, все типы, довоенная. Мне не известно точно, московская она или подмосковная. Есть аргументы за и против.
МН 09-26 (КИМ-10-50, 107к фото, задний номер, 141к фото). Эти фотографии очень похожи на заводскую съёмку, а КИМ-10 выпускался в 1940-1941 году (и в 1945-м в Ульяновске). Завод имени КИМ до войны территориально принадлежал Москве. Если это действительно заводская съёмка, то у машины должны быть московские номера, и тогда серия МН - московская. С другой стороны, это мог быть, к примеру, экземпляр НАМИ, а НАМИ, хоть и стоял у границы, но относился к Московской области.
МН 15-31 (ЗиС-5 бортовой, студенты Тимирязевской сельхозакадемии (Москва) у Щаповской сельхозшколы (область), 1940, 289к фото).
МН 27-49 (ГАЗ-АА бортовой, доставка продуктов на освобождённые территории, I 1942, 47к фото). Это запад Московской области, что не поможет нам в определении принадлежности серии, - полуторка могла приехать и из Москвы.
МН 83-56 ЗИС-5 пожарный (из журнала регистраций Владимирской области), ВПЧ-3, Владимир. Владимирская область образована 14 августа 1944 года из районов Ивановской, Московской и Горьковской областей и с декабря 1944 там началась замена номеров немногочисленных, не призванных на фронт автомобилей на номера новой, уже владимирской серии ВД. Город Владимир до 1944 принадлежал Ивановской области, однако, в военизированной пожарной части №3 числилась машина с номером серии МН вместо ивановских ИВ или ИГ. Почему? Скорее всего, эта ВПЧ-3 всё-таки располагалась не в самом Владимире, а на совсем недалёкой территории, бывшей частью Московской области. В то же время есть небольшая вероятность передачи этой пожарной машины из Москвы во Владимир, совпавшей по времени с периодом обмена номеров. В общем-то, именно из-за этой машины я склонен относить серию МН к Московской области, а не к Москве.
МН? 83-67 (ЗиС-5, улица Герцена, 3 XI 1945, 100к фото). Передний номер! Если это действительно серия МН (а какая ещё серия образца 1940 с передним номером в Москве 1945 года? приезжая издалека?), то это ещё один аргумент считать серию МН подмосковной.

Номера ПРОБА для экспериментальных автомобилей - ПРОБА МВ.
92к ЗиС-35 бортовой, 1940 ПРОБА МВ 01-21 (ЗиС-102 у академии имени Фрунзе, 1938, 240к фото)
ПРОБА МВ 01-33 (ЗиС-101 Спорт, 1939, 237к фото)
ПРОБА МВ 01-34 (ЗиС-35 бортовой, 1940, 92к фото)
ПРОБА МВ 02-15 (НАТИ-А, 1940, 115к фото)
ПРОБА МВ 02-49 (НАТИ-А, площадь Революции, 1940, 54к фото)
ПРОБА МВ 04-24 (ЗиС-22 бортовой, 1939, 67к фото)
ПРОБА МВ 04-76 (АР-НАТИ 2, IV 1941, 67к фото)
ПРОБА МВ 05-09 (ЗиС-101Б, V 1941, 98к фото)
ПРОБА МВ 11-84 (ЗиС-151 прототип, 1946, 41к фото)
ПРОБА МВ 12-98 (Опель-Кадетт К38 4-дверный лимузин, 1938-1939, 112к фото)

Дипломатические номера - МБ Д (только задние знаки).
МБ Д 2-47 (Форд-В8 фордор 1936 года, гараж британского посольства, улица Воровского, 367к фото, переднего номера нет, 324к фото)

Мотоциклетные серии - МА (1937-1946), МЕ (1946-1947). Серия МЕ выдана не полностью.
Как и легковым автомобилям, московским мотоциклам передний номер не полагался, 244к фото.
МА 60-57 (ТИЗ-АМ600 1939-1941 года, 7к фото)
Известен номер МЕ 39-18 на БМВ-Р12, выданный 6 XII 1946. Прежний номер этого мотоцикла, МА 81-75, выдан 15 XI 1945.

Серия прицепов - МА.

Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Книга Андрея Мятиева "История советского мотоцикла, часть I", издательство "ЗахаровПадерин".
Фото Анатолия Егорова.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Фото Эммануила Ноевича Евзерихина.
Фото Якова Николаевича Халипа.
Фоториана.
"Строительство Москвы", №17-18, 1939.
Архив Александра Аникина.
Архив журнала "За рулём".
Архив Сергея Суворова (Москва).
Журнал "Автомобили", №1, 2002.
Архив Евгения Сергеевича Бабурина (Москва).
Информация Евгения Игнатьевича Прочко.
Журнал "М-Хобби".
Архив Виктора Тырзиу.
Архив ЦИГИ.
Фотоальбом "Москва", 1939.
Фото журнала Life.
Фото Анатолия Гаранина.
Фото Александра Устинова.
Информация Владимира Колотовкина.
Архив Евгения Смирнова.
Музей "Мосгортранса".
Журнал "Огонёк" №36, 1940.
Магазин WW2 - военный антиквариат.
Autohis.ru.
Магия Ретро.
Семейный архив Андрея Никитина-Перенского.
В.И.Матвеенко, "Забытые и знаменитые", 2003.
Журнал "USSR in construction" №2, 1938.
Энциклопедия Долгопрудного.
Фото Михаила Ивановича Шагина.
Глобальная Авантюра.
Фото Аркадия Самойловича Шайхета.
Известия.
Фото из коллекции Ярослава Арбугина.
Здесь каждый дом стоит как дот ....
Фото М. Прехнера.
Auction.ru.
Коллекция Евгения Серкова.
Коллекция Петра Заики.

Вход   Галерея   Номерные знаки   СССР    Москва    Знаки 1937 и 1940 года   Ссылки

Последняя правка 26 X 2024. Контакт. Андрей Богомолов.