Галерея автомотостарины. Грузовые. ЗиС.
1 X 1931 - 26 VI 1956, Завод имени Сталина, Москва, С.С.С.Р..
(до 1931 - АМО, после 1956 - ЗиЛ)
ЗиС-5 бортовой, VI 1933 - 1941, 1942 - 1947 (86.0% грузовых ЗиС в 1945)
Внешние изменения ЗиС-5 по годам:
Сразу оговоримся, - буфер, хромированная облицовка и ободки фар - признак довоенных экспортных моделей, а не года выпуска (43кБ).
Наши обычные трёхтонки, как их быстро окрестили в народе, были проще (216кБ, ранний вариант).
Решётка на заднем окне. У экспортных она есть почти у всех (80кБ), у обычных АМО-3 и ЗиС-5 встречается редко, это единственный известный мне ЗиС-5 с решёткой (фото 17 V 1935, 105кБ), вероятно, ранний.
В 1936 старая отдельная эмблема на облицовке (64кБ) заменена выштамповкой (134кБ), продержавшейся до конца производства на ЗиСе в 1947 (ЗиС-50 - 1948).
В 1937 самооткрывающиеся на ухабах старые замки бортов (310кБ) заменены более надёжными (367кБ), продержавшимися до наших дней.
Дальше до 1941 года нет заметных изменений (41кБ), однако с 1937 (судя по номерным знакам) появляется накладная дощечка на бортах (66кБ).
15 X 1941 года завод получает приказ на эвакуацию в Миасс, Ульяновск, Челябинск и Шадринск, где разворачивается производство узлов и агрегатов ЗиС. Сборка ЗиС-5 началась в Ульяновске 30 IV 1942. Там же вскоре разработана упрощённая модель ЗиС-5 (о ней ниже). Всего до 1944 на УАСЗиС собрано 7653 ЗиС-5. 6 I 1942 ГКО принимает решение возобновить производство автомобилей в Москве и в июне 1942 ЗиС уже выпустил упрощённый ЗиС-5. 8 VII 1944 производство ЗиС-5 (85кБ) началось на УралЗиСе, куда его передали из Ульяновска.
ЗиС-5 1942 года (46кБ) отличался от довоенного экономией материалов, где возможно: кабина и дверцы из доски-вагонки, деревянные подножки вместо металлических, крылья, гнутые из листового железа (15кБ), деревянная спинка сиденья (35кБ). У кузова открывался только задний борт, а на середине бортов было не по две, а по одной скрепляющей доски планке. Тормоза работали только на задние колёса. Исчезли обе фары, козырёк кабины, лючок вентиляции перед ветровым стеклом и стеклоочиститель, зато на передних концах рамы появились буксирные крюки, а заднее окно защищали 4 вертикальных прута (25кБ).
Довольно быстро в том же 1942-м стали устанавливать левую фару (134кБ). Поначалу дверцы набирались из узких вертикальных планок, под окном шла такая же горизонтальная планка, а за дверцами - три широкие вертикальные планки. Чуть позже эти широкие планки заменили набором узких планок (в IV 1944 уже были, 418кБ, довоенный козырёк кабины часто устанавливали сами водители).
Предположительно с 1944-го стали использовать только широкую вагонку (57кБ), в том числе и подоконная планка стала шире. Вторую фару стали устанавливать чуть позже (в конце 1944?).
Предположительно с 1945-го стали использовать фары меньшего диаметра с выпуклым стеклом (73кБ).
В первой половине 1946-го открывающимися стали снова все три борта (80кБ, VII 1946) а в середине бортов снова появились две вертикальные планки, вернулся ручной стеклоочиститель, здесь же видно, что не позже июля УралЗиСовские ЗиС-5 получили на облицовке надпись УралзиС со звездой (124кБ). Их производство продолжалось в Миассе до 1955 года. Вероятно, одновременно с трёхсторонним открытием кузова появился и этот инструментальный ящик под кузовом (31кБ, фото 1947 года).
В 1947-м на ЗиСе дверцы стали обивать листовым металлом (24кБ), остальная вагонка кабины оставалась открытой. На УралЗиСе вагонку дверей тогда же заменили фанерой в деревянной рамке (410кБ). Мне пока не известно, когда вернули передние тормоза.
В 1947-м на ЗиСе из-за проблем с поставкой пиломатериалов борта ЗиС-5 могли состоять не обязательно из четырёх досок, как на этих ЗиС-50 1947 года (57к фото).
ЗиС-21, газогенераторный (9.3%), 15445 экз. (1938-1941), 276к фото, 60к фото
ЗиС-5 спецмашины, (3.1%) (не ЗиСовские кузова)
Другие ( 1.6%)
ЗиС-16, 34-местный (26-сидячих мест) автобус, 3250 экз. (1938-1941), 89к фото, 66к фото
ЗиС-11, длиннобазное шасси для пожарных машин на базе ЗиС-5 (1934-1941) с коробкой отбора мощности, 72к фото
ЗиС-6, 3-осный ЗиС-5 (1934-1941), 130к фото, 89к фото
ЗиС-42М (ЗиС-22М, ЗиС-42), полугусеничный ЗиС-5, 6372 экз. (1942-1944), 72к фото, 158к фото
ЗиС-8, 21-местный автобус (1934-1936), 70к фото, 80к фото (2-дверный городской), 206к фото, 78к фото (редкий 1-дверный пригородный)
ЗиС-8 баня, 44к фото
ЗиС-12, длиннобазный ЗиС-5 (1934-1938) без коробки отбора мощности, 55к фото, 65к фото
ЗиС-5 автобус Крюковского вагонного завода, 53к фото
ЗиС-5 штабной автобус (слева), 201к фото
БА-11 - бронеавтомобиль на базе ЗиС-34 (укороченный ЗиС-6) (1940-1941), 16 экз. + прототип 1939 года, 40к фото, 63к фото
ЗиС-3 - 76,2-мм дивизионная пушка обр. 1942, самое массовое орудие Красной Армии 1942-1945, 40к фото,
выпускалась другим Заводом имени Сталина, - заводом №92 в Сормове, сделано 48016 орудий.
Во время войны ЗиС также собирал Студебекер-ЮС6, Интернационал M-5-6 и Джи-Эм-Си-ЦЦКВ(Икс)353,
часть из которых поступала в ящиках.
Очень редкие и экспериментальные:
ЗиС-10, 1938-1941, седельный тягач ЗиС-5, 766 экз., 59к фото
ЗиС-13, газогенераторный ЗиС-14 (1936-1939), 2592 экз., 142к фото, 52к фото
ЗиС-14, ЗиС-12 с большими колёсами от ЗиС-16, 823 экз., 15к фото из книги Льва Михайловича Шугурова
ЗиС-5Э, 1934 прототип для замены ЗиС-5, 28к фото
ЗиС-5Э, 1938 прототип для замены ЗиС-5, 58к фото
ЗиС-15, 1939 прототип для замены ЗиС-5, прервано войной, 198к фото
ЗиС-16С, санитарный ЗиС-16, 1941, 64к фото, 97к фото
ЗиС-17, 1939 прототип для замены ЗиС-16, прервано войной, 41к фото
ЗиС-18, газогенераторный ЗиС-5
ЗиС-19 (С-1, СМ-1), 1939-1946, ЗиС-5 самосвал
ЗиС-20, 1935-1936, ЗиС-5 экспериментальный самосвал с трёхсторонней разгрузкой
ЗиС-22, 1939-1941, полугусеничный ЗиС-5, 200 шт., 67к фото. Признаны неудачными, многие переоборудованы в ЗиС-5, 100к фото.
ЗиС-23, ЗиС-15 вездеход 6x6, не был построен, вероятно, и ЗиС-24 ... ЗиС-28 тоже остались на уровне макетов
ЗиС-24, ЗиС-15 вездеход 4x4
ЗиС-25, ЗиС-15 газогенераторный
ЗиС-26, ЗиС-15 седельный тягач
ЗиС-27, ЗиС-15 самосвал
ЗиС-28, ЗиС-15 газогенераторный с двигателем на основе дизеля Д7
ЗиС-30, 1938-1939, газобаллонный ЗиС-5, 15 экз., 129к фото, 164к фото
ЗиС-30 - также "Комсомолец" с 57-мм пушкой ЗиС-2, переделано около 100 "Комсомольцев" для обороны Москвы, завод №92, Сормово, 54к X 1941 фото
ЗиС-31, газогенераторный, то же, что ЗиС-21, но на древесном угле (установка НАТИ-Г23)
ЗиС-32, 1940-1941, 4x4 ЗиС-5, 197 экз., 82к фото прототипа НАТИ К-2 (1938)
ЗиС-33, 1940, полугусеничный комплект к ЗиС-5 по заказу Красной Армии, 4539 экз., 43к фото (1941). Признаны неудачными и переоборудованы в ЗиС-5, 44к фото.
ЗиС-34, 1940-1941, короткобазное шасси ЗиС-6, 16 экз., все использованы для БА-11
ЗиС-35, 1940, улучшенный ЗиС-33, 92к фото, 39к фото, в серию не пошёл
ЗиС-36, 6x6 вариант ЗиС-6, 1940, 2 прототипа
ЗиС-40, 1941, опытный ЗиС-5 на сжиженном газе
ЗиС-41, 1940-1941, 1942-1944, газогенераторный ЗиС-5 (установка Г-69, колонна только слева)
ЗиС-41, экспериментальная бронированная 57-мм САУ на базе ЗиС-22М, 1941, завод №92, Сормово
ЗиС-44, 1943-1944, санитарный вариант ЗиС-5, 517 экз., 95к фото
ЗиС-101 санитарный вариант ЗиС-101, 94к фото
ЗиС-101 киносъёмочный вариант, 105к фото
ЗиС-101А санитарный, 101к фото
ЗиС-101А санитарный Аремкуза (послевоенный), 127к фото
ЗиС-101А фургон Аремкуза (послевоенный), 84к фото и 57к фото
ЗиС-150, 1944 прототип ЗиС-150, 33к фото
ЗиС-150А, 1944 4x4 прототип ЗиС-150, 37к фото
ЗиС-Люкс, 3-осный экспериментальный автобус, 1934, 113к фото
ЗиС-5, 2-осный экспериментальный автобус, 1935, 58к фото
ЗиС-5, 2-осный экспериментальный автобус, 1936, 116к фото
ЗиС-АТ-8, 1943, экспериментальный бортовой полугусеничный тягач с двумя моторами ЗиС-16 бок-о-бок под капотом, 10 экз., 39к фото
ЗиС-АТ-3, 1943, одномоторное развитие ЗиС-АТ-8, но тоже неудачное по сравнению с ЗиС-42, 1 экз., 199к фото
ЗиС-АТ-14, 1943-1944, двухмоторное развитие ЗиС-АТ-8, 8(?) экз.
Б-3, 1943, бронированный ЗиС-АТ-3, 1 экз., 122к фото
Таблица производства автомобилей в С.С.С.Р..
Послевоенные модели:
ЗиС-С1 (ЗиС-05) - ЗиС-5 самосвал, 1947 - V 1948, выпускался на ММЗ, 71к фото, 56к фото, ранний вариант с 3 боковыми рёбрами кузова (112к фото)
ЗиС-50 - ЗиС-5 с двигателем ЗиС-120, 1946 - 26 IV 1948, 11480 экз., внешне не отличался от ЗиС-5, 31к фото опытного экземпляра, серийные образцы (57к фото)
ЗиС-110А - ЗиС-110 санитарный, 1948-1958, 51к фото
ЗиС-120Н - ЗиС-150 седельный тягач, 1956-1957, 82к фото
ЗиС-121Б - ЗиС-151 седельный тягач, 1954-1958, 74к фото
ЗиС-121Д - ЗиС-151 седельный тягач с мотором в 110 л.с. и экранированным электрооборудованием, 1955-1958, 222к фото
ЗиС-127 - междугородний автобус, 1955-1961, 851 экз., 62к фото, 176к фото
Внешние изменения ЗиС-127 по годам:
Ранний вариант (18кБ), боковые окна без форточек, но подъёмные на несколько сантиметров.
В конце 1955 на боковых окнах уже форточки (94кБ).
Такие форточки были ещё в II 1956, а на машинах IV 1956 в каждой не одно, а два стекла (84кБ).
На машинах VI 1956 фары под буфером ещё маленькие, на машинах IX 1956 они большего диаметра (118кБ).
В I 1957 в связи со сменой имени завода на облицовке появились буквы ЗиЛ (138к фото).
ЗиС-150 - грузовик, 30 X 1947 - 7 X 1957, 774615 экз.
ЗиС-150П - шасси ЗиС-150 с мотором в 110 л.с. для пожарных машин ПМЗМ-1 (47к фото) и ПМЗМ-2 завода Аремкуз, 1951-1954-1956
ЗиС-150 автобус - после войны Аремкуз переделывал ЗиС-16, 51к фото
Внешние изменения ЗиС-150 по годам:
Ранний вариант (58кБ, инструментальный ящик снят). У самых ранних широкая планка под боковыми окнами.
Между IV и VI 1948 1-я и 2-я поперечные опорные доски под кузовом, ранее имевшие скосы, заменены прямоугольными досками (11кБ).
После этого упразднён вот этот левый из двух инструментальных ящиков под кузовом (99кБ).
Летом 1948 отдельные алюминиевые буквы З И С (31кБ) на облицовке заменены приварной пластиной с выштамповкой ЗИС (62кБ), окрашенной в цвет кузова.
Осенью 1948 вместо четырёх опорных досок под кузовом начали ставить пять досок (144кБ). При этом инструментальный ящик под правым бортом стал заметно короче.
С 10 V 1949 на часть машин ставится цельнометаллическая круглая кабина (195кБ), после 5 IX 1949 старую дерево-металлическую угловатую кабину больше не ставили.
В конце 1949 появились горизонтальные рёбра жесткости на задней стенке кабины (91кБ).
С XII 1949 левое ветровое стекло стало подъёмным, над ним появились петли (113кБ).
В начале 1950 пластина ЗИС на облицовке заменена штамповкой (7кБ).
С VII 1950 прорези боковин капота пробиваются наружу, а не внутрь (64кБ), что создаёт козырьки над ними.
С конца 1950 под прорезями боковин капота появляется длинная горизонтальная выштамповка (30к фото).
С I 1953 года подфарники съехали с вершины крыла вперёд к фарам (69к фото), в январе же, на боковых бортах появляется длинная предохранительная планка (55к фото). Встречаются все четыре комбинации этих двух январских изменений.
С VIII 1953 на переднем и заднем борту кузова появились катафоты (37кБ).
Во второй половине 1954 прежде длинные (64кБ) подножки кабины стали короче и поменяли форму (35к фото).
В 1955 году подфарники стали не только габаритными огнями, но и указателями поворотов. Их стёкла из плоских (127к фото) стали выпуклыми (104кБ). Задние указатели поворота появились значительно позже.
В VIII 1956 в связи со сменой имени завода на облицовке появились буквы ЗиЛ (14к фото).
С первой половины 1957 машины комплектовались буфером сложной формы (143к фото).
ЗиС-151 - 6x6 грузовик, 14 IV 1948 - 18 IX 1958, 149600 экз.
ЗиС-151Д - вариант ЗиС-151 с экранированным электрооборудованием, 1955-1958.
ЗиС-151П - шасси ЗиС-151 с мотором в 110 л.с. для пожарных машин ПМЗМ-3 (120к фото) завода Аремкуз, 1953-1958, 77 экз.
Внешние изменения ЗиС-151 по годам:
Ранний вариант, из установочной партии IV 1948 (124кБ).
Серийный вариант, с 8 X 1948 (43кБ). Подфарники расположены шире, отдельные алюминиевые буквы З И С на облицовке заменены приварной пластиной с выштамповкой ЗИС (77кБ), окрашенной в цвет кузова.
В самом конце 1948 или в течение 1949 появились продольные выштамповки на крыльях (77кБ).
С 10 V 1949 на часть машин ставится цельнометаллическая круглая кабина (33кБ), после 5 IX 1949 старую дерево-металлическую угловатую кабину больше не ставили.
В конце 1949 появились горизонтальные рёбра жесткости на задней стенке кабины (91кБ).
С XII 1949 левое ветровое стекло стало подъёмным, над ним появились петли (89кБ).
В начале 1950 пластина ЗИС на облицовке заменена штамповкой (7кБ).
С I 1951 меняется радиатор, а с ним и вид автомобиля спереди (70к фото).
С I 1951 на некоторых автомобилях появляется лебёдка между радиатором и буфером (67к фото), отчего буфер сдвигается вперёд. Такая модификация получает индекс ЗиС-151А.
С IV 1951 прорези боковин капота пробиваются наружу, а не внутрь, что создаёт козырьки над ними, а под этими прорезями появляется длинная горизонтальная выштамповка (92к фото).
До 1952 года использовались колёса от ЗиС-5 с 2 отверстиями (259к фото), а с 1952 - с 6 отверстиями (46к фото), но определять по ним год автомобиля не стоит из-за круговорота колёс в природе (120к фото).
В начале 1953 года решётки фар с 36 ячейками (6х6) (70к фото) сменили решётки с 25 ячейками (5х5) (46к фото).
С VII 1953 на переднем и заднем борту кузова появились катафоты (206кБ).
С XII 1953 снова меняются решётки фар, теперь у них 12 ячеек (3х4) (218к фото), а прутья не прямые, а изогнутые вперёд.
Во второй половине 1954 прежде длинные (171кБ) подножки кабины стали короче и поменяли форму (62к фото).
В 1955 году подфарники стали не только габаритными огнями, но и указателями поворотов. Их стёкла из плоских (120к фото) стали выпуклыми (59кБ). Задние указатели поворота появились значительно позже.
В VIII 1956 в связи со сменой имени завода на облицовке появились буквы ЗиЛ (126к фото).
Где-то с середины 1957 стали ставить решётки фар в виде подковы с прутьями (98к фото).
C X 1957 изменился радиатор, а с ним в паре стали ставить облицовку радиатора от ЗиЛ-164 (78к фото).
С VII 1958 изменилась форма буфера (185к фото).
БТР-152 (ЗиС-152) - бронетранспортёр, 1947-1955, 4923 экз., 67к фото
БТР-152А - зенитный вариант БТР-152, (1949) 1952-1955, 719 экз.
БТР-152В - БТР-152 с системой подкачки шин, 1954-1959, 2904 экз.
БТР-152Е - зенитный вариант БТР-152В, 1955-1957, 160 экз., 46к фото
БТР-152С - БТР-152В командный пункт, 1955-1957(-1959 152С1), 272 экз. (152С + 152С1), 31к фото
ЗиС-154 - автобус, (прототип 8 XII 1946 -) лето 1947 - 1950, 1165 экз., 40к фото, 161к фото
Внешние изменения ЗиС-154 по годам:
Ранний вариант (69кБ).
В 1947 году выпущено всего 80 автобусов, но именно в тот год их внешний вид менялся часто. Сначала появились подфарники (75кБ), а ракеты габаритных огней на крыше стали длинными. Затем фары и оба лючка между ними поднялись выше, а подфарники оказались строго под фарами (172кБ). Ещё через некоторое время съехали назад ракеты передних габаритных фонарей на крыше (84кБ), и их хвосты оказались почти над серединой первого пассажирского окна. И в том же году эти ракеты успели стать короткими (163кБ).
У автобусов 1947 года нижние половинки дверей неостеклённые (40кБ). На этом автобусе, выпущенном в мае 1949 года, уже есть нижние стёкла (65кБ). В 1950-м нижнюю часть дверей опять перестали стеклить (144кБ).
В 1952 году Центральная АвтоРемонтная Мастерская (ЦАРМ) в Сочи выпустила ЗиС-154, удлинённый на две оконные секции (88кБ). Мне не известно, был ли этот экземпляр единственным.
Теперь вы без труда определите, какого года выпуска этот автобус (59кБ).
ЗиС-155 - автобус, V 1949 - 30 IX 1957, 21736 экз., 139к фото, 101к фото
Внешние изменения ЗиС-155 по годам:
Ранний вариант (50кБ).
Водители сами приваривали правое зеркало (140кБ), поэтому в 1950 году оно появилось на заводских образцах (140кБ). Одновременно передняя ракета габаритного огня на крыше заметно сместилась назад.
В 1951 году под правым окном кабины появляется лючок вентиляции моторного отсека (26кБ). Раскрытая настежь правая створка облицовки - обычная картина для тёплого времени года.
В течение 1952 года серебристые нижние молдинги (85кБ) стали иногда окрашивать в цвет тёмной полосы (почти все машины окрашивались в цвет сливочного масла с красной полосой, 67кБ). К концу года полностью перешли на окраску молдингов.
В 1955 году снижена высота над землёй у нижних ступенек, из-за этого юбка около дверей стала ниже, как и верхняя кромка дверей (112кБ).
В VIII 1956 имя завода на облицовке грузовиков поменяли на ЗиЛ, но на эмблемах ЗиС-155 так и осталась надпись ЗиС до конца выпуска.
В 1956 году юбка за задней дверью стала плавной, а не ступенчатой (65кБ).
В начале 1957 года задний номер, у которого не было определённого места и даже не было фонаря подсветки, переехал в выемку в люке запасного колеса (122кБ).
У поздних машин 1957 года сзади вместо четырёх лампочек осталось две (75кБ), выполняющие роль четырёх.
В 1957-м выпустили некоторое количество машин для радио и телевидения (163кБ).
После 1957-го автобусы, прошедшие капремонт на московском заводе Аремкуз, получали облицовку от нового ЗиЛ-158 (79кБ).
ЗиС-156 - газобаллонный ЗиС-150, 8 баллонов сжатого газа между кузовом и рамой, 1949-1957, 173к фото
ЗиС-156А - газобаллонный ЗиС-150, 1 баллон сжиженного газа слева за кабиной под кузовом, 1955-1957
ЗиС-485 (БАВ) - амфибия на базе ЗиС-151
ЗиС-ММЗ-585 - самосвал, V 1948 - X 1957
ЗиС-585 (1948 - 1955), ЗиС-585В (1955-1957), строительный самосвал 1948-1949 (61к фото), после 1949 (77к фото), 182к фото
ЗиС-585СХ (1954-1955), мелкосерийный сельскохозяйственный самосвал с коробчатой деревянной платформой, 123к фото
ЗиС-585Е (1955-1957), сельскохозяйственный самосвал, 100к фото
У ЗиС-585В и ЗиС-585Е опрокидыкающее устройство - один плунжерный телескопический цилиндр вместо двух поршневых.
Внешние изменения ЗиС-585 по годам:
Ранний вариант (31кБ).
Летом 1948 отдельные алюминиевые буквы З И С на облицовке заменены приварной пластиной с выштамповкой ЗИС (62кБ), окрашенной в цвет кузова.
С 10 V 1949 на часть самосвалов ставится цельнометаллическая круглая кабина (42кБ), после 5 IX 1949 старую дерево-металлическую угловатую кабину (148кБ) больше не ставили.
В конце 1949 появились горизонтальные рёбра жесткости на задней стенке кабины (91кБ).
С XII 1949 левое ветровое стекло стало подъёмным, над ним появились петли (25кБ).
В начале 1950 пластина ЗИС на облицовке заменена штамповкой (7кБ).
С VII 1950 прорези боковин капота пробиваются наружу, а не внутрь (50кБ), что создаёт козырьки над ними.
С конца 1950 под прорезями боковин капота появляется длинная горизонтальная выштамповка (77к фото).
В 1952 году задний номер, располагавшийся раньше на задней стенке кабины слева, переехал глубоко под кузов (164к фото), где его было совсем не видно.
В I 1953 подфарники съехали с вершины крыла вперёд к фарам (127к фото).
С VIII 1953 на переднем и заднем борту кузова появились катафоты (58кБ).
Не позже III 1954 круглые крылья кузова (173кБ) заменили прежние трапециевидные (77к фото).
Во второй половине 1954 прежде длинные (50кБ) подножки кабины стали короче и поменяли форму (35к фото).
В 1955 году подфарники стали не только габаритными огнями, но и указателями поворотов. Их стёкла из плоских (127к фото) стали выпуклыми (100кБ). Задние указатели поворота появились значительно позже.
В VIII 1956 в связи со сменой имени завода на облицовке появились буквы ЗиЛ (14к фото).
С первой половины 1957 машины комплектовались буфером сложной формы (168к фото).
Очень редкие и экспериментальные:
ЗиС-110 киносъёмочная ОАСД-2, несколько экз., 81к фото
ЗиС-110 катафалк, 1 экз., 83к фото
ЗиС-121В - ЗиС-151 с односкатными колёсами, открытой кабиной и подкачкой шин, 1953, 3 экз.
ЗиС-125 - 5-тонный ЗиС-150, 1949, 1 экз., внешне отличался только упрощёнными крыльями
ЗиС-Э127 - междугородний автобус, 1953, 4(?) разных экз., 92к фото
ЗиС-127 прототип, 1954, 2 экз., 112к фото, 63к фото
ЗиС-129 - городской вариант ЗиС-127, 1955, 4 экз., 57к фото
ЗиЛ-129Б - улучшенный ЗиС-129, укороченная база, средняя дверь сдвинута назад, 1956, 1 экз., 217к фото
ЗиС-128 - прототип артиллерийского тягача на базе ЗиС-151, 1954-1956
ЗиС-128А - ЗиС-128 прототип бортового транспортного грузовика, 1954-1956
ЗиС-150 прототип, 1947, 71к фото
ЗиС-150М - попытка улучшения ЗиС-150, 1951, 5 разных экз.
ЗиС-150М - попытка улучшения ЗиС-150, 1954, 1 экз., 76к фото
ЗиС-150В - попытка улучшения ЗиС-150, 1954, несколько экз., многие решения внедрены на серийные модели, 21к фото
ЗиС-120Р - ЗиС-150В шасси для седельного тягача, 1955, прототип
ЗиС-120С - ЗиС-150В шасси для самосвала, 1955, прототип
ЗиС-156Б - ЗиС-150В газобаллонный аналог ЗиС-156, 1955, прототип
ЗиС-156В - ЗиС-150В газобаллонный аналог ЗиС-156А, 1955, прототип
ЗиС-150АСН газогенераторный вариант ЗиС-150 с установкой НАМИ-015У, 1952, сделано 5 экз.
ЗиС-150УМ газогенераторный вариант ЗиС-150 с установкой НАМИ-015УМ, 1954, 1 экз.
ЗиС-151 прототип, 1946, 41к фото, почти точная копия Интернационал М-5-6
ЗиС-151 прототип, 1946, 24к фото
ЗиС-151А - ЗиС-151 с односкатными колёсами, придвинутой к кабине платформой и мотором в 110 л.с., 1953, 2 экз., один из них с лебёдкой
ЗиС-151Б - ЗиС-151 с односкатными колёсами, 1955, 1 экз.
ЗиС-151В - ЗиС-151 с мотором в 110 л.с., 1955, 2 экз., один из них с лебёдкой
ЗиС-151Г - ЗиС-151 с мотором в 110 л.с. и подкачкой шин, 1955, 2 экз., 15к фото
БТР-152Б - БТР-152 командный пункт, 1952-1953, опытный вариант
БТР-152Д - БТР-152 счетверённая зенитная установка, 1952, 1954, 2 + 2 экз.
ЗиС-153, экспериментальный полугусеничный ЗиС-151, 1949, 50к фото
ЗиС-153, экспериментальный полугусеничный ЗиС-151, 1950, 148к фото
ЗиС-158, прототип ЗиЛ-158, IV 1956, 2(?) экз., 183к фото, 28к фото
Источники фотографий и информации, благодарности:
Архив автора.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
eBay Deutschland.
Архив Сергея Суворова (Москва).
Автомодельное бюро Игоря Денисовца. ЗиЛ с материалами Юрия Воробьёва.
Журнал "За рулём".
Архив Игоря Гузиенко, Киев.
Журнал "Сигнал", Украина.
Справочник НИИАТа, 1984.
Магазин WW2 - военный антиквариат.
В.И.Матвеенко, "Забытые и знаменитые", 2003.
Фото Тимо Лайтинена (Финляндия).
Автобусный транспорт.
Фото Николая Владимировича Грозмани.
ПриветСочи.ру.
История города Иваново.
Что ещё в интернете:
Автомодельное бюро Игоря Денисовца. ЗиЛ.
Вход Галерея
Грузовые АМО
ЗиЛ Легковые ЗиС
Ссылки In English
Последняя правка 28 X 2021. Контакт. Андрей Богомолов.