Галерея автомотостарины. Номерные знаки СССР
образца 1937 и 1940 года.
Московская область
(только область, в Москве были свои серии номеров).
26 IX 1937 из Московской области выделены Рязанская и Тульская области.
Рязанской области отошли город Рязань и районы: Бельковский, Больше-Коровинский, Горловский, Елатомский, Ерахтурский, Ермишинский, Желтухинский, Захаровский, Ижевский, Каверинский, Кадомский, Касимовский, Клепиковский, Кораблинский, Милославский, Михайловский, Можарский, Муравлянский, Ново-Деревенский, Пителинский, Пронский, Путятинский, Рыбновский, Ряжский, Рязанский, Сапожковский, Сараевский, Сасовский, Скопинский, Спасский, Старожиловский, Тумский, Ухоловский, Чапаевский, Чернавский, Чучковский, Шацкий, Шелуховский, Шиловский и 13 районов Воронежской области.
Тульской области отошли города Тула, Сталиногорск и районы: Алексинский, Арсеньевский, Бабынинский, Белёвский, Болоховский, Венёвский, Воловский, Дедиловский, Детчинский, Донской, Дубенский, Дугнинский, Епифанский, Ефремовский, Заокский, Иваньковский, Калужский, Каменский, Кимовский, Крапивенский, Куркинский, Лаптевский, Липицкий, Мордвесский, Одоевский, Октябрьский, Перемышльский, Плавский, Сафоновский, Серебряно-Прудский, Тарусский, Тепло-Огарёвский, Товарковский, Тульский, Узловской, Черепетский, Чернский, Щёкинский.
В Московской области остался 51 район: Боровский, Бронницкий, Верейский, Виноградовский, Волоколамский, Воскресенский, Высокиничский, Дмитровский, Егорьевский, Загорский, Зарайский, Звенигородский, Истринский, Каширский, Клинский, Коломенский, Коммунистический (центр — село Рогачёво), Константиновский, Коробовский (центр — село Дмитровский Погост), Красногорский, Красно-Пахорский, Кунцевский, Куровской, Ленинский, Лопасненский, Лотошинский, Луховицкий, Малинский, Малоярославецкий, Михневский, Можайский, Мытищинский, Наро-Фоминский, Ново-Петровский, Ногинский, Озёрский, Орехово-Зуевский, Павлово-Посадский, Петушинский, Подольский, Пушкинский, Раменский, Реутовский, Рузский, Серпуховской, Солнечногорский, Талдомский, Угодско-Заводский, Ухтомский (центр — Люберцы), Шаховской, Щёлковский.
20 XII 1942 в Московскую область переданы из Тульской области города Сталиногорск и Узловая и 4 района: Донской, Кимовский, Серебряно-Прудский и Узловской, а из Рязанской области города Михайлов, Скопин и 4 района: Горловский, Михайловский, Скопинский и Чапаевский.
5 VII 1944 из Московской области во вновь образованную Калужскую область переданы Боровский, Высокиничский, Малоярославецкий и Угодско-Заводский районы.
14 VIII 1944 из Московской области во вновь образованную Владимирскую область переданы 6 сельсоветов (Глубоковский, Ивановский, Киржачский, Марковский, Перновский и Слободский) Орехово-Зуевского района.
10 VI 1946 из Московской области в Рязанскую возвращены города Михайлов, Скопин и 5 районов: Горловский, Михайловский, Октябрьский (выделен в 1943-м из Михайловского р-на), Скопинский и Чапаевский.

Автомобильные серии:
Таблица автотранспорта по сериям образца 1937 и 1940 года.
Деления серий на грузовые и легковые не было.
Указаны ранние и поздние годы выдачи серий.
Информация по годам во многом обрывочна, возможны ошибки. Прошу указывать мне на них.
- МО МС МП МХ мн? мр мф
годы
выдачи
37
?
38
?
39
?
40
?
41
41
44
?
46
47

В 1937 году Московская область впервые получила собственные серии номеров. До этого у неё были только выделенные диапазоны чисел в номерах Москвы.
Номера образца 1937 полностью заменили знаки 1934-1937. Красивый округлый шрифт московских и подмосковных номеров 1937 года отличался от рубленого шрифта номеров остальных районов страны. Этот шрифт присутствовал также на небольшой части номеров Ленинграда, Киева и некоторых других областей.
В 1944 году номера образца 1937 года подверглись геноциду и были заменены новыми сериями образца 1940 года, которые имели намного меньшие размеры. В послевоенное время в связи с нехваткой железа допускались самодельные номера, а ГАИ выдавало только нужные буквы и цифры.
В 1947 году все номера образца 1940 года также подверглись тотальному уничтожению и были заменены номерами образца 1947 года.
Номера образца 1937 года жёстко заменены новыми и уничтожены в 1947-1948 годах по всей стране, поэтому в хорошем состоянии они не встречаются. Их много найдено поисковиками в лесах на местах боёв, но эти 55-59-сантиметровые номера делались из кровельного железа и даже в новом состоянии плохо держали сами себя, отчего довоенные водители придумывали им укрепляющие рамки. А после десятилетий в лесу многие из найденных номеров буквально рассыпаются в руках.

Номера образца 1937 года, довоенные.
Часть серии МО ушла на полную замену номеров образца 1934 года.
31к передний номер МО 10-95 (ГАЗ-АА или ААА бортовой, Софринский артиллерийский полигон, гараж, 192кБ). Ретушёр сдвинул кузов и заднее колесо.
МО 21-71 (ЗиС-5 бортовой, Москва, 93кБ).
МО 48-60 (ГАЗ-АА бортовой, Подлипки, улица Ленина, 121кБ).
МО 85-67 (ГАЗ-АА бортовой, Мытищи, довоенная фотография, 135кБ).
МС 09-13 (ЗиС-101, дворец Царицыно, исполком Ленинского района, 10 V 1938, 31кБ).
МС 10-56 (ЗиС-22, 270кБ).
МС 14-33 (ЗиС-5 Аремкуз автобус, Софринский артиллерийский полигон, гараж, 115кБ).
МС 21-07 (ГАЗ-АА пожарный ПМГ-1, пожарная охрана совхоза "Коммунарка", 19 II 1941, 256кБ).
МС 59-89 (ГАЗ-М1, 164кБ).
МС 68-51 (ГАЗ-АА бортовой, 59кБ).
МС 85-29 (ЗиС-5 бортовой, Софринский артиллерийский полигон, гараж, 130кБ).
МС 85-77 (ЗиС-8, Софринский артиллерийский полигон, гараж, 115кБ).
МП 30-45 (ЗиС-5 бортовой у места падения опытного истребителя И-28 (никто не погиб), Балашиха, школа на улице Крупешина, 4 VII 1939, 85кБ).
МП 32-04 (ГАЗ-АА фургон, 168кБ).
МП 36-43 (ЗиС-5 бортовой, Головино, Щёлковский район, 65кБ).
МП 39-41 (ГАЗ-АА санитарный, 69кБ).
МП 47-14 (ЗиС-6 бортовой, зимняя война 1939-1940, 201кБ).
МП 74-33 (ГАЗ-М1, Москва, Пушечная улица, 1939-1940, 210кБ).
МХ 07-55 (передний номер, 31кБ).
МХ 74-91 (ЗиС-5, Годуново, Наро-Фоминский район, 1941, 21кБ).

Номера образца 1940 года, довоенные и времён войны.
Серия МН. Мне не известно точно, московская она или подмосковная. Есть аргументы за и против.
МН 09-26 (КИМ-10-50, 107кБ, задний номер, 141к фото). Эти фотографии очень похожи на заводскую съёмку, а КИМ-10 выпускался в 1940-1941 году (и в 1945-м в Ульяновске). Завод имени КИМ до войны территориально принадлежал Москве. Если это действительно заводская съёмка, то у машины должны быть московские номера, и тогда серия МН - московская. С другой стороны, это мог быть, к примеру, экземпляр НАМИ, а НАМИ, хоть и стоял у границы, но относился к Московской области.
МН 27-49 (ГАЗ-АА бортовой, доставка продуктов на освобождённые территории, I 1942, 47кБ). Это запад Московской области, что не поможет нам в определении принадлежности серии, - полуторка могла приехать и из Москвы.
МН 83-56 ЗИС-5 пожарный (из журнала регистраций Владимирской области), ВПЧ-3, Владимир. Владимирская область образована 14 августа 1944 года из районов Ивановской, Московской и Горьковской областей и с декабря 1944 там началась замена номеров немногочисленных, не призванных на фронт автомобилей на номера новой, уже владимирской серии ВД. Город Владимир до 1944 принадлежал Ивановской области, однако, в военизированной пожарной части №3 числилась машина с номером серии МН вместо ивановских ИВ или ИГ. Почему? Скорее всего, эта ВПЧ-3 всё-таки располагалась не в самом Владимире, а на совсем недалёкой территории, бывшей частью Московской области. В то же время есть небольшая вероятность передачи этой пожарной машины из Москвы во Владимир, совпавшей по времени с периодом обмена номеров. В общем-то, именно из-за этой машины я склонен относить серию МН к Московской области, а не к Москве.
МН? 83-67 (ЗиС-5, улица Герцена, 3 XI 1945, 100кБ). Передний номер! Если это действительно серия МН (а какая ещё серия образца 1940 с передним номером в Москве 1945 года? приезжая издалека?), то это ещё один аргумент считать серию МН подмосковной.

Послевоенные номера, образца 1940 года и самодельные (примерно до 1946 года, ходили наравне с заводскими).
МР 23-29 (ЗиС-5 бортовой, гонят пленных немцев мимо Парка культуры имени Горького, Москва, 17 VII 1944, 203кБ).
МР 42-32 (Татра-27 бортовая, Калининград, перекрёсток улиц Сталина и Карла Либкнехта, 27кБ).
МР 92-85 (ГАЗ-ММ бортовой, Ногинск, Обухово, 1946, 73кБ).
МФ 55-51 (ГАЗ-51 бортовой, государственные испытания, 1946, 98кБ).
МФ 86-97 (ЗиС-6 бензозаправщик БЗ-35, 1947, 74кБ).

Мотоциклетная серия - МО (1937-1947).
61к задний номер на мотоцикл (Московская обл.), вид сзади69к задний номер на мотоцикл (Московская обл.) МО 04-37 (Л-300 "Красный Октябрь", 1937, 59кБ).
МО 29-50 (БМВ-Р12 1940 года, регистрация - 6 VII 1944).
МО 47-20 (Цюндапп с коляской 1944 года, регистрация - 24 IV 1946).
МО 55-48 (задний номер с Триумфа-175, 1946 год регистрации, Ухтомский район, 69кБ).
Серия выдана не полностью.
У автомобилей и мотоциклов милиции вместо номеров были таблички "Милиция".
Милиция (М-72, Лопасненский ОРУД, 1947(?), 120кБ).

Серия прицепов - МО.

В конце 1941 - начале 1942 - запад и юг Московской области находились под фашистской оккупацией. У автомобилей были немецкие военные номера и гражданские номера всех земель и ведомств Германии на мобилизованных машинах.
WH-203297 (Хорьх спецавтомобиль 260 вермахта, Клементьево, Можайский район, X 1941, 41кБ).
WL-70029 (БМВ-Р35 люфтваффе, Дом-музей П.И. Чайковского в Клину после освобождения, I 1942, 82кБ).

Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Газета "Калининградская правда".
"Авиация и Космонавтика", 2017, № 1.
Государственный исторический музей.
Богородск-Ногинск. Богородское краеведение.
eBay Deutschland.
SA-kuva-arkisto.
Сайт жителей Коммунарки.
В.И.Матвеенко, "Забытые и знаменитые", 2003.
Выставка специальных автомобилей различных родов войск ВС СССР, 1948.
Архив Александра Залучёнова.
Личный архив Светланы Мороз.
Фото из коллекции Ярослава Арбугина.

Вход   Галерея   Номерные знаки    СССР    Подмосковье    Знаки 1937 и 1940 года   Ссылки

Последняя правка 3 I 2024. Контакт. Андрей Богомолов.