Галерея автомотостарины. Номерные знаки СССР
образца 1937 и 1941 года.
Московская область
(только область, в Москве были свои серии номеров).
26 IX 1937 из Московской области выделены Рязанская и Тульская области.
Рязанской области отошли город Рязань и районы: Бельковский, Больше-Коровинский, Горловский, Елатомский, Ерахтурский, Ермишинский, Желтухинский, Захаровский, Ижевский, Каверинский, Кадомский, Касимовский, Клепиковский, Кораблинский, Милославский, Михайловский, Можарский, Муравлянский, Ново-Деревенский, Пителинский, Пронский, Путятинский, Рыбновский, Ряжский, Рязанский, Сапожковский, Сараевский, Сасовский, Скопинский, Спасский, Старожиловский, Тумский, Ухоловский, Чапаевский, Чернавский, Чучковский, Шацкий, Шелуховский, Шиловский и 13 районов Воронежской области.
Тульской области отошли города Тула, Сталиногорск и районы: Алексинский, Арсеньевский, Бабынинский, Белёвский, Болоховский, Венёвский, Воловский, Дедиловский, Детчинский, Донской, Дубенский, Дугнинский, Епифанский, Ефремовский, Заокский, Иваньковский, Калужский, Каменский, Кимовский, Крапивенский, Куркинский, Лаптевский, Липицкий, Мордвесский, Одоевский, Октябрьский, Перемышльский, Плавский, Сафоновский, Серебряно-Прудский, Тарусский, Тепло-Огарёвский, Товарковский, Тульский, Узловской, Черепетский, Чернский, Щёкинский.
В Московской области остался 51 район: Боровский, Бронницкий, Верейский, Виноградовский, Волоколамский, Воскресенский, Высокиничский, Дмитровский, Егорьевский, Загорский, Зарайский, Звенигородский, Истринский, Каширский, Клинский, Коломенский, Коммунистический (центр — село Рогачёво), Константиновский, Коробовский (центр — село Дмитровский Погост), Красногорский, Красно-Пахорский, Кунцевский, Куровской, Ленинский, Лопасненский, Лотошинский, Луховицкий, Малинский, Малоярославецкий, Михневский, Можайский, Мытищинский, Наро-Фоминский, Ново-Петровский, Ногинский, Озёрский, Орехово-Зуевский, Павлово-Посадский, Петушинский, Подольский, Пушкинский, Раменский, Реутовский, Рузский, Серпуховской, Солнечногорский, Талдомский, Угодско-Заводский, Ухтомский (центр — Люберцы), Шаховской, Щёлковский.
20 XII 1942 в Московскую область переданы из Тульской области города Сталиногорск и Узловая и 4 района: Донской, Кимовский, Серебряно-Прудский и Узловской, а из Рязанской области города Михайлов, Скопин и 4 района: Горловский, Михайловский, Скопинский и Чапаевский.
5 VII 1944 из Московской области во вновь образованную Калужскую область переданы Боровский, Высокиничский, Малоярославецкий и Угодско-Заводский районы.
14 VIII 1944 из Московской области во вновь образованную Владимирскую область переданы 6 сельсоветов (Глубоковский, Ивановский, Киржачский, Марковский, Перновский и Слободский) Орехово-Зуевского района.
10 VI 1946 из Московской области в Рязанскую возвращены города Михайлов, Скопин и 5 районов: Горловский, Михайловский, Октябрьский (выделен в 1943-м из Михайловского р-на), Скопинский и Чапаевский.

Автомобильные серии:
Таблица автотранспорта по сериям образца 1937 и 1941 года.
Деления серий на грузовые и легковые не было.
Указаны ранние и поздние годы выдачи серий.
Информация по годам во многом обрывочна, возможны ошибки. Прошу указывать мне на них.
- МО МС МП МХ мн? мр мф
годы
выдачи
37
?
38
?
39
?
40
?
41
41
44
?
46
47

В 1937 году Московская область впервые получила собственные серии номеров. До этого у неё были только выделенные диапазоны чисел в номерах Москвы.
Номера образца 1937 полностью заменили знаки 1934-1937. Красивый округлый шрифт московских и подмосковных номеров 1937 года отличался от рубленого шрифта номеров остальных районов страны. Этот шрифт присутствовал также на небольшой части номеров Ленинграда, Киева и некоторых других областей.
В 1944 году номера образца 1937 года подверглись геноциду и были заменены новыми сериями образца 1941 года, которые имели намного меньшие размеры. В послевоенное время в связи с нехваткой железа допускались самодельные номера, а ГАИ выдавало только нужные буквы и цифры.
В 1947 году все номера образца 1941 года также подверглись тотальному уничтожению и были заменены номерами образца 1947 года.
Номера образца 1937 года жёстко заменены новыми и уничтожены в 1947-1948 годах по всей стране, поэтому в хорошем состоянии они не встречаются. Их много найдено поисковиками в лесах на местах боёв, но эти 55-59-сантиметровые номера делались из кровельного железа и даже в новом состоянии плохо держали сами себя, отчего довоенные водители придумывали им укрепляющие рамки. А после десятилетий в лесу многие из найденных номеров буквально рассыпаются в руках.

Номера образца 1937 года, довоенные.
Часть серии МО ушла на полную замену номеров образца 1934 года.
31к передний номер МО 10-95 (ГАЗ-АА или ААА бортовой, Софринский артиллерийский полигон, гараж, 192кБ). Ретушёр сдвинул кузов и заднее колесо.
МО 21-71 (ЗиС-5 бортовой, Москва, 93кБ).
МО 48-60 (ГАЗ-АА бортовой, Подлипки, улица Ленина, 121кБ).
МО 85-67 (ГАЗ-АА бортовой, Мытищи, довоенная фотография, 135кБ).
МС 09-13 (ЗиС-101, дворец Царицыно, исполком Ленинского района, 10 V 1938, 31кБ).
МС 10-56 (ЗиС-22, 270кБ).
МС 14-33 (ЗиС-5 Аремкуз автобус, Софринский артиллерийский полигон, гараж, 115кБ).
МС 21-07 (ГАЗ-АА пожарный ПМГ-1, пожарная охрана совхоза "Коммунарка", 19 II 1941, 256кБ).
МС 32-27 и МС 26-91 (ГАЗ-М1, 140кБ).
МС 59-89 (ГАЗ-М1, 164кБ).
МС 66-72 (Форд-А фордор 1930-1931 годов, Тарасовка, Пушкинский район, 1940, 65кБ).
МС 68-51 (ГАЗ-АА бортовой, 59кБ).
МС 85-29 (ЗиС-5 бортовой, Софринский артиллерийский полигон, гараж, 130кБ).
МС 85-77 (ЗиС-8, Софринский артиллерийский полигон, гараж, 115кБ).
МП 30-45 (ЗиС-5 бортовой у места падения опытного истребителя И-28 (никто не погиб), Балашиха, школа на улице Крупешина, 4 VII 1939, 85кБ).
МП 32-04 (ГАЗ-АА фургон, 168кБ).
МП 36-43 (ЗиС-5 бортовой, Головино, Щёлковский район, 65кБ).
МП 39-41 (ГАЗ-АА санитарный, 69кБ).
МП 47-14 (ЗиС-6 бортовой, зимняя война 1939-1940, 201кБ).
МП 74-33 (ГАЗ-М1, Москва, Пушечная улица, 1939-1940, 210кБ).
МХ 07-55 (передний номер, 31кБ).
МХ 74-91 (ЗиС-5, Годуново, Наро-Фоминский район, 1941, 21кБ).

Номера образца 1941 года, довоенные и времён войны.
Серия МН. Мне не известно точно, московская она или подмосковная. Есть аргументы за и против.
МН 09-26 (КИМ-10-50, 107кБ, задний номер, 141к фото). Эти фотографии очень похожи на заводскую съёмку, а КИМ-10 выпускался в 1940-1941 году (и в 1945-м в Ульяновске). Завод имени КИМ до войны территориально принадлежал Москве. Если это действительно заводская съёмка, то у машины должны быть московские номера, и тогда серия МН - московская. С другой стороны, это мог быть, к примеру, экземпляр НАМИ, а НАМИ, хоть и стоял у границы, но относился к Московской области.
МН 27-49 (ГАЗ-АА бортовой, доставка продуктов на освобождённые территории, I 1942, 47кБ). Это запад Московской области, что не поможет нам в определении принадлежности серии, - полуторка могла приехать и из Москвы.
МН 83-56 ЗИС-5 пожарный (из журнала регистраций Владимирской области), ВПЧ-3, Владимир. Владимирская область образована 14 августа 1944 года из районов Ивановской, Московской и Горьковской областей и с декабря 1944 там началась замена номеров немногочисленных, не призванных на фронт автомобилей на номера новой, уже владимирской серии ВД. Город Владимир до 1944 принадлежал Ивановской области, однако, в военизированной пожарной части №3 числилась машина с номером серии МН вместо ивановских ИВ или ИГ. Почему? Скорее всего, эта ВПЧ-3 всё-таки располагалась не в самом Владимире, а на совсем недалёкой территории, бывшей частью Московской области. В то же время есть небольшая вероятность передачи этой пожарной машины из Москвы во Владимир, совпавшей по времени с периодом обмена номеров. В общем-то, именно из-за этой машины я склонен относить серию МН к Московской области, а не к Москве.
МН? 83-67 (ЗиС-5, улица Герцена, 3 XI 1945, 100кБ). Передний номер! Если это действительно серия МН (а какая ещё серия образца 1941 с передним номером в Москве 1945 года? приезжая издалека?), то это ещё один аргумент считать серию МН подмосковной.

Послевоенные номера, образца 1941 года и самодельные (примерно до 1946 года, ходили наравне с заводскими).
МР 23-29 (ЗиС-5 бортовой, гонят пленных немцев мимо Парка культуры имени Горького, Москва, 17 VII 1944, 203кБ).
МР 42-32 (Татра-27 бортовая, Калининград, перекрёсток улиц Сталина и Карла Либкнехта, 27кБ).
МР 91-86 (ГАЗ-ММ бортовой, Скопин, Шлако-блочный завод, 67кБ).
МР 92-85 (ГАЗ-ММ бортовой, Ногинск, Обухово, 1946, 73кБ).
МФ 55-51 (ГАЗ-51 бортовой, государственные испытания, 1946, 98кБ).
МФ 86-97 (ЗиС-6 бензозаправщик БЗ-35, 1947, 26кБ).

Мотоциклетная серия - МО (1937-1947).
61к задний номер на мотоцикл (Московская обл.), вид сзади69к задний номер на мотоцикл (Московская обл.) МО 04-37 (Л-300 "Красный Октябрь", 1937, 59кБ).
МО 05-41 и МО 05-56 (ПМЗ-А750, Подольск, Варшавское шоссе, X 1938, 80кБ).
МО 05-64 (ПМЗ-А750, Подольск, Варшавское шоссе, X 1938, 53кБ).
МО 16-47 (Харлей-Дэвидсон 1934 года, лето 1941, 65кБ).
МО 29-50 (БМВ-Р12 1940 года, регистрация - 6 VII 1944).
МО 47-20 (Цюндапп с коляской 1944 года, регистрация - 24 IV 1946).
МО 55-48 (задний номер с Триумфа-175, 1946 год регистрации, Ухтомский район, 69кБ).
Серия выдана не полностью.
У автомобилей и мотоциклов милиции вместо номеров были таблички "Милиция".
Милиция (М-72, Лопасненский ОРУД, 1947(?), 120кБ).

Серия прицепов - МО.

В конце 1941 - начале 1942 - запад и юг Московской области находились под фашистской оккупацией. У автомобилей были немецкие военные номера и гражданские номера всех земель и ведомств Германии на мобилизованных машинах.
WH-203297 (Хорьх спецавтомобиль 260 вермахта, Клементьево, Можайский район, X 1941, 41кБ).
WL-70029 (БМВ-Р35 люфтваффе, Дом-музей П.И. Чайковского в Клину после освобождения, I 1942, 82кБ).

Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Газета "Калининградская правда".
"Авиация и Космонавтика", 2017, № 1.
Государственный исторический музей.
Богородск-Ногинск. Богородское краеведение.
eBay Deutschland.
SA-kuva-arkisto.
Сайт жителей Коммунарки.
В.И.Матвеенко, "Забытые и знаменитые", 2003.
Выставка специальных автомобилей различных родов войск ВС СССР, 1948.
Архив Александра Залучёнова.
Личный архив Светланы Мороз.
Фото из коллекции Ярослава Арбугина.
Альбом фотографий "Колхоз Память Ильича" 1940 г..
Архив Павла Анатольевича Киселёва.
Коллекция Петра Заики.
Архив Александра Романова.
Мотополк. Памяти советских воинов-мотоциклистов.

Вход   Галерея   Номерные знаки    СССР    Подмосковье    Знаки 1937 и 1941 года   Ссылки

Последняя правка 5 XII 2024. Контакт. Андрей Богомолов.