Галерея автомотостарины.
Номерные знаки СССР образца 1959 и 1947,
Минск (без области).
Номера образца 1959 года (чёрные).

Изменения границ города:
8 VIII 1959 в черту Минска из Минской области переданы деревни: Будилово, Большое Стиклево, Большая Слепня, Вильковщина, Дражня, Ефимово, Затишье, Лошица вторая, Малая Слепянка, Малявщина, Медвежино, Ольшево, Соколянка, Столовая, Шейпичи, Щётовка, Юревичи; посёлки: Колония, Труд и Шейпичи Минского района (указ Президиума ВС БССР).
28 I 1965 в черту Минска из Минской области передана деревня Курасовщина Минского района (указ Президиума ВС БССР).
30 XI 1965 в черту Минска из Минской области передана деревня Затишье Новодворского сельсовета Минского района (указ Президиума ВС БССР).
19 XII 1967 в черту Минска из Минской области переданы деревни Гребелька, Дворище, Красная Слобода, Малявки, Чижовка Новодворского сельсовета и Тиволи Ждановичского сельсовета (указ Президиума ВС БССР).
18 VIII 1972 в черту Минска из Минской области переданы деревня Корзюки и поселок Мирный Новодворского сельсовета, деревня Подболотье Зеленолугского сельсовета, деревни Веселовка, Крупцы и Пионерская Ждановичского сельсовета Минского района (указ Президиума ВС БССР).
16 VII 1973 в черту Минска из Минской области переданы деревни Озерище Зеленолугского сельсовета и Лошица 2-я Сеницкого сельсовета Минского района (указ Президиума ВС БССР).
19 III 1974 в черту Минска из Минской области передан посёлок птицефабрики имени Н.К. Крупской Зеленолугского сельсовета Минского района (указ Президиума ВС БССР).
12 XI 1974 в черту Минска из Минской области передана деревня Веснинка Ждановичского сельсовета Минского района (указ Президиума ВС БССР).
30 VII 1976 в черту Минска из Минской области передана деревня Зеленый Луг Зеленолугского сельсовета Минского района (указ Президиума ВС БССР).
10 I 1978 в черту Минска из Минской области переданы деревня Дрозды и поселок Уручье Зеленолугского сельсовета, деревни Михалово, Петровщина и Тресковщина Щемыслицкого сельсовета, посёлок Барановщина, деревни Барановщина и Медвежино Ждановичского сельсовета Минского района (указ Президиума ВС БССР).
22 X 1981 в черту Минска из Минской области передана деревня Малое Стиклево Новодворского сельсовета Минского района (указ Президиума ВС БССР).
29 XII 1983 в черту Минска из Минской области передана деревня Глинище Ждановичского сельсовета Минского района (указ Президиума ВС БССР).

Таблица выдачи автомобильных серий.
Буквы в самой таблице означают:
В - все типы, Г - государственные (грузовые и служебные легковые), М - милиция, П - правительственные, Ч - частные.
- МИА МИБ МИВ МИГ МИД МИЕ МИЖ МИЗ МИИ МИК МИЛ МИМ МИН МИО МИП МИР МИС МИТ МИУ МИФ МИХ МИЦ МИЧ МИШ МИЩ
тип Ч Г Г Г Г Ч Ч Г Ч М Г Ч П Ч П П П Ч Ч Г Ч Г Ч Ч Г
годы 60
71
60
65
65
69
69
71
71
74
71
73
73
75
74
77
75
76
75
82
77
79
76
77
?
81
77
78
?
81
?
81
?
81
78
79
79
81
79
81
81
82
81
84
82
85
84
88
84
86

Годы в таблице для государственных серий даны точно, для частных серий - возможны уточнения для серий МИХ, МИЧ и МИШ.
Впервые в истории СССР при введении нового стандарта номеров старые жёлтые номера не требовалось заменять на новые. В Минске новые номера появились с некоторой задержкой, в 1960 году (ждали исчерпания серии ЖТ), и сразу начали выдавать две серии - частную МИА и государственную МИБ. Частников в 60-х годах было мало, поэтому выдача серии МИА растянулась до 1971 года, а некоторые номера 00-хх МИА были придержаны и выданы непростым гражданам в начале 70-х.
Для служебных машин крупных начальников выделили серию МИН, а потом добавили МИП, МИР и МИС. Номера всех этих серий были скользящими, то есть перевешивались в автохозяйстве со старой машины на новую.
В прочих государственных сериях номера 00-хх выдавались только служебным легковым машинам, чтобы начальники пожиже тоже могли потягаться крутизной номеров между собой. У серий МИЦ и МИЩ номера на 00-хх придержали до последнего, их остаток раздали грузовикам, уже когда началась выдача новых белых номеров, и старые номера утратили привлекательность. Битва тщеславиями продолжилась уже с новыми номерами.
Вот что пишет Владимир Савайтан: "В 1965 после выдачи номера 15-00 МИВ выяснилось, что больше в наличии номеров серии МИВ нет. Пришлось выдавать на грузовики номера серии МИА. Хорошо помню автобусы и грузовые авто с номерами 51-хх МИА. Но владельцев сразу предупредили, что они временные, поэтому на борта, как того требовали ПДП, они не наносились. После поступления новой партии номеров их зеркально заменили. Номер 51-02 МИА заменили на 16-02 МИВ. Аналогичная ситуация была с серией МИД. Фактически её начали выдавать в 1971 г.. После исчерпания серии МИА по порядку должна была пойти серия МИД, МИГ уже выдавалась на грузовые, но почему-то решили, что для частников должна быть серия МИЕ, а её в тот момент не оказалось в наличии. Поэтому первые Жигули в Минске были с номерами от 01-хх МИД до ??? МИД. Они тоже были временными, их заменили при поступлении табличек с серией МИЕ."
ВАЗ-2101 1971 года, 38кБ 17-36 МИА (ГАЗ-21 "Волга" 1958-1962 годов, 141кБ).
17-38 МИА (Москвич-407 1962 года, 90кБ).
27-16 МИА (ГАЗ-21 "Волга", купленная новой в марте 1963, Саласпилс, 1987, 104кБ).
27-16 МИА (ГАЗ-21 "Волга", купленная новой в марте 1963, район Барановичей, VII 1978, 63кБ).
38-64 МИА (ГАЗ-21 "Волга", площадь Якуба Коласа, 1967, 311кБ).
64-82 МИА (Москвич-408, 30кБ).
72-48 МИА (Москвич-408 1968 года, 97кБ).
82-90 МИА (ГАЗ-21 "Волга", улица Янки Купалы, 1974, 176кБ).
85-48 МИА (техпаспорт на Москвич-408 1969 года, 80кБ).
92-35 МИА (ГАЗ-21 "Волга" 1970 года, 52кБ, вид сзади, 87кБ).
01-20 МИБ (МАЗ-500 бортовой на испытаниях, 48кБ).
22-50 МИБ (МАЗ-500 бортовой на испытаниях, 89кБ).
26-49 МИБ (ГАЗ-М20В "Победа" милиция, 127кБ).
58-00 МИБ (ГАЗ-М20 "Победа" милиция, улица Варвашени, 119кБ).
59-46 МИБ (ЗиЛ-164 поливалка, Центральная площадь, 1964, 227кБ).
77-78 МИБ (ГАЗ-53А фургон, городок Военно-инженерного училища на 9-м км Московского шоссе, 1975, 288кБ).
79-77 МИБ (ГАЗ-63 бортовой, шоссе на Смолевичи, 1964, 207кБ).
94-02 МИБ (ЛАЗ-695Е, Привокзальная площадь, 114кБ).
01-70 МИВ (ГАЗ-53 бортовой, Могилёвское шоссе, 1965, 109кБ).
72-57 МИВ (ЛАЗ-695Е, Привокзальная площадь, 1972-1973, 113кБ).
08-43 МИГ (УАЗ-452, Дом правительства, 1974, 193кБ).
60-27 МИГ (ГАЗ-24 "Волга" оперативная пожарной службы, 47кБ).
88-96 МИГ (Икарус-250, Автобусный парк №2, 197кБ).
30-92 МИД (ГАЗ-24 "Волга" милиция, 82кБ).
83-13 МИД (ПАЗ-672, Дом правительства, 1974, 193кБ).
99-96 МИД (ГАЗ-24 "Волга", Раубичи, 119кБ).
21-94 МИЕ (ВАЗ-2101 "Жигули" 1971 года, 38кБ).
63-69 МИЖ (ВАЗ-2103 "Жигули", 56кБ).
70-18 МИЗ (УАЗ-452Д бортовой, Ленинский проспект, 1989, 121кБ).
97-26 МИЗ (Икарус-255, Автобусный парк №2, 197кБ).
54-26 МИИ (ВАЗ-2101 "Жигули", 148кБ).
88-36 МИИ (ВАЗ-2103 "Жигули", Московское шоссе, 134кБ).
Серия МИК выделена МВД с 1975 или 1974 года, - до этого у них были ранние серии. Выдано очень мало номеров серии МИК. Это старший известный мне номер:
04-73 МИК (Иж-412 милиция, 31кБ).
13-13 МИЛ (ЛАЗ-697Н 1977 года, 91кБ).
ГАЗ-21 1966 года, 105кБ 32-87 МИЛ (Жук-А06М, площадь Победы, 1979, 174кБ).
44-53 МИЛ (Москвич-2137 ТАСС, Московское шоссе, 134кБ).
47-04 МИЛ (Икарус-255, Автобусный парк №2, 197кБ).
75-43 МИЛ (ЛАЗ-695Н 1978 года, площадь Победы, 1979, 217кБ).
84-92 МИЛ (ГАЗ-24-03 "Волга", площадь Победы, 1979, 174кБ).
00-53 МИМ (ГАЗ-21 "Волга" 1969 года, 40кБ).
25-42 МИМ (ВАЗ-2103 "Жигули" 1976 года, 52кБ, вид сзади, 42кБ).
38-79 МИМ (ГАЗ-12 ЗиМ 1956 года, 89кБ).
91-91 МИМ (ВАЗ-2106 "Жигули" 1976 года, 31кБ, вид сзади, 39кБ).
Серия МИН - автобаза Совета министров БССР, 00-01...04-00 МИН - легковые, 05-01...06-00 МИН - грузовые. Других не было, да и эти не все выданы.
00-44 МИН (ГАЗ-13 "Чайка", проводы югославской делегации, Московская улица, 1965 года, 85кБ).
51-16 МИО (ЗАЗ-968А "Запорожец", АЗС №11 на пересечении улиц Тимирязева и Орловской, 183кБ).
52-51 МИO (ВАЗ-2101 "Жигули", улица Калиновского, 193кБ).
84-14 МИO (техпаспорт 30 I 1978 на ВАЗ-2101 "Жигули" 1977 года, 71кБ).
Серия МИП - гараж ЦК КПБ, были только 10-хх МИП.
10-12 МИП (ГАЗ-24 "Волга", площадь Победы, 1979, 174кБ).
Серия МИР - руководство партийных и советских организаций, мне попадались только начинающиеся на 21, 22 и 23. Старший известный мне номер - 23-47 МИР (ГАЗ-13).
22-86 МИР (ГАЗ-24 "Волга", 180кБ).
Серия МИС - руководство советских организаций, начинались только на 31, 32 и 33, мне известен номер 31-66 МИС на ВАЗ-2101.
23-79 МИТ (ГАЗ-24 "Волга" 1971 года, 26кБ).
22-44 МИУ (ВАЗ-2101 "Жигули", Эмиль Кио, улица Янки Купалы, 1985, 115кБ).
39-02 МИФ (МАЗ-5432, 113кБ).
53-58 МИХ (ВАЗ-2101 "Жигули" и Михаил Викторович Поздняков, 53кБ).
78-17 МИЦ (ЛАЗ-695Н 1983 года, автостанция "Автозавод", 1983, 77кБ).
18-60 МИЧ (Бюик 80 Роадмастер спорт-фаэтон 1939 года, стадион "Трактор", 147кБ).
12-66 МИШ (Опель 1,3-литра 2-дверный лимузин 1934 года, стадион "Трактор", 96кБ).
Старший известный мне номер последней частной серии МИШ - 58-24 МИШ. Серия вряд ли перевалила за 60-00.
69-95 МИЩ (автокран КС-6472, 48кБ).
Серия МИЩ выдана полностью.

Таблица выдачи серий мотоциклов.
Цифры в таблице - известные годы выдачи серии.
- МИА МИБ МИГ МИД МИЕ МИК
годы ?
?
67
?
?
?
72
?
?
?
?
?

39-13 МИА (Ява-250, 156кБ).
22-27 МИБ (Ява-250 1967 года, 63кБ).
Серии МИВ, скорее всего, не было.
56-90 МИГ (Днепр, 166кБ).
93-85 МИД (Ява, 85кБ).
16-22 МИЕ (Ява-350, 147кБ).
Старший известный мне номер - 35-80 МИЕ. Серия вряд ли перевалила за 40-00.
Серия МИК, почти наверняка, милицейская, но у меня пока нет фотодоказательств. В частных руках этих номеров не было.

Серия мопедов - МИА.
13 03 МИА (на велосипеде, 111кБ).
Это старший известный мне номер. Кажется, видел номер 17-?? МИА, но это не точно.

Серии автомобильных прицепов - МИ, МЖ (34-хх МЖ - 1979), ТМ (?-1984), в таком порядке.
00-72 МИ прицеп (самосвальный прицеп с боковой разгрузкой от автопоезда АСП-3 с тягачом ЗиЛ-ММЗ-585, обелиск Победы, 1964, 218кБ).
25-26 МЖ прицеп (легковой прицеп, 68кБ).
49-11 ТМ прицеп (Скиф-8106 1984 года, 108кБ).
Серию ТМ выделили Томской области, но потом первую половину серии ТМ отдали в Минск, а до выдачи второй половины нигде дело не дошло. Старший известный мне номер - 49-93 ТМ прицеп. По данным Владимира Савайтана последний номер 50-00 ТМ прицеп выдали в 1987 году.

Серии тракторов и тракторных прицепов (все - с 1966 года) - см. Минскую область, серии были общими для города и области.

Номера образца 1946/1947 года (жёлтые).

Таблица выдачи автомобильных серий.
Даны установленные точно годы. Диапазон может быть шире.
- БН БО ЖТ
годы 48
50
50
55
56
60

Около половины серии БН истрачено на замену старых номеров в 1948 году.
УралЗиС-5 бортовой, 112кБ БН 14-03 (ЗиС-150 бортовой, угол улиц Немигской и Республиканской, 29кБ).
БН 16-35 (трофейный бортовой грузовик, гостиница "Беларусь", 1949, 97кБ).
БН 18-30 (ЗиС-5 бортовой, проспект Сталина, 93кБ).
БН 37-51 (ГАЗ-АА бортовой довоенный, 80кБ).
БН 51-22 (ГАЗ-ММ бортовой, двор дома на Советской улице, 1950, 165кБ).
БН 57-20 (Шевроле седан 1937 года, 27кБ).
БН 75-87 (ЗиС-150 бортовой 1949-1952 годов, Московская улица, 1952, 229кБ).
БН 89-07 (ГАЗ-410, Московская улица, 1951, 87кБ).
БН 96-15 (МАЗ-205 опытный, Трудовая улица, 1954, 184кБ). Это заводская машина МАЗа, где старые номера перевешивали на новые машины.
БО 00-53 (ГАЗ-12 ЗиМ такси, площадь Якуба Коласа, 1963-1964, 154кБ).
БО 44-64 (ГАЗ-51 бортовой 1947-1951 годов, Привокзальная площадь, 199кБ).
БО 54-92 (МАЗ-205, Московская улица, 1954-1955, 224кБ).
БО 57-24 (МАЗ-205, 1957, 59кБ).
БО 57-95 (ЗиС-150 бортовой 1953-1954 годов, Комаровская площадь, 241кБ).
БО 74-48 (МАЗ-504 опытный, 218кБ).
БО 79-39 (ГАЗ-51 хлебный фургон, Архив, Немигская улица, 118кБ).
БО 98-94 (ГАЗ-51 бортовой 1951-1957 годов, Архив, Немигская улица, 57кБ).
ЖТ 12-49 (МАЗ-532 экспериментальный лесовоз, 1957, 74кБ).
ЖТ 12-50 (МАЗ-516 экспериментальный, 100кБ). Эти два номера долго перевешивались с машины на машину.
ЖТ 20-42 (УралЗиС-5 бортовой, 112кБ).
ЖТ 32-12 (Москвич-423 1957-1958 годов, 82кБ).
ЖТ 82-62 (ГАЗ-21 "Волга" 1957-1958 годов, Белгород, 1958, 275кБ).
ЖТ 83-48 (ГАЗ-21 "Волга" 1957-1958 годов, Парковая магистраль, 100кБ).

Серия мотоциклов - БН.
БН 47-10 (Ява-250, 158кБ).
Это старший известный мне номер. Серия вряд ли перевалила за 61-00.

Серия автомобильных прицепов - БН.
Старший известный мне номер - БН прицеп 31-92. Серия выдана не полностью.

До 1948 года номера были общими для всей Белоруссии.
Ранние фотографии автомобилей Минска.
1914-1916, точный год не известен
   Без переднего номера (Минерва дубль-фаэтон, Госпиталь №1 императрицы Марии Фёдоровны, встреча раненых, 184кБ).
   Без переднего номера (Минерва дубль-фаэтон, Госпиталь №1 императрицы Марии Фёдоровны, члены врачебной эвакуационной комиссии, 122кБ).
   Без переднего номера (Бенц(?) автобус, Госпиталь №1 императрицы Марии Фёдоровны, медицинский персонал, 146кБ).

Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Автобусный транспорт.
Коллекция Петра Шляхина на Drive2.ru.
avto-nomer.ru.
Минск фото история новости.
М.С. Осмаловский. "Практика Советского градостроительства". Минск, 1952.
Фото Ефима Лившица.
Фонды БГАКФФД.
"Минский Автомобильный Завод" (МАЗ).
Наш старый Минск: история города в фотографиях.
Аукционы Беларуси - Ay.by.
Белгородика.
av.by.
Архив Павла Блинова, Рыбинск.
Путешествие Жака Дюпакье по Советскому Союзу, 1964. Из Минска в Смоленск.
Автобизнес Abw.by.
55 лет на дорогах страны. ГАЗ-21.
Как из "Бриллиантовой руки". Москвич-408.
Фото Владимира Кашкана.
Auto.ru.
Семейный архив Натальи Баженовой.
Фото Олега Лисовского.
Книга "Беларусь", изд. "Беларусь", 1977 год.
Фото Юрия Иванова.
Lalafo.az - объявления Азербайджана.
Avito.ru.
Фотохроника ТАСС.
Архив журнала "За рулём".
Фото Юрия Сергеевича Иванова.
Фонды Минского музея общественного транспорта.
Спасибо за помощь Владимиру Савайтану.

Вход    Галерея    Номерные знаки   СССР    Знаки 1959 и 1947 годов   Ссылки

Последняя правка 27 IX 2023. Контакт. Андрей Богомолов.