Галерея автомотостарины. Легковые. Виллис МБ и Форд ГПВ.

43к фото 1943 Виллис МБ радиостанция77к военное фото Виллис-тачанка
Виллис МБ и Форд ГПВ

Годы производства: 1942 - 1945 (XI 1941 - III 1942 ранний Willys MB).
Произведено всего: (в СССР попало 50501 машин)
Виллис МА - 1500; Виллис МБ+МА - 361349 (350349?);
Форд ГП - 3350; Форд ГПВ - 277896 (277878?);
Бэнтам-40БРЦ - 2675 (+ около 1000?).
4x4 4-местный джип
Длина: 3335мм (132 дюйма), ширина: 1585мм (62 дюйма), высота: 1830мм (69 дюймов) с поднятым верхом.
37к фото 1945 Виллис МБ37к фото 1943 десантный короткобазный прототип фирмы Nuffield, АнглияБаза: 2032мм (80 дюймов), дорожный просвет по заднему мосту: 220мм (83/4 дюйма)
Колея передних колёс: 1230мм (48 дюймов)
Колея задних колёс: 1230мм (48 дюймов)
Наименьший радиус поворота переднего колеса: 5,9 м
Двигатель: 54л.с./3600об./мин, 4-цил. 4-тактный карбюраторный SV (нижнеклапанный), жидкостного охлаждения, 2199см3 (134,2 куб. дюйма)
Максимальный крутящий момент: 14,2 при 2000 об/мин
Диаметр цилиндра/Ход поршня: 79,37/111,12мм (31/8 / 43/8 дюймов)
Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2
43k фото 1944 Willys-MB30k фото 1942 Форд ГПВЧисло опор коленчатого вала: 3
Зазор между толкателем и клапаном при холодном двигателе (впускной и выпускной): 0,35 мм
Тип масляного фильтра: поглощающий, включенный параллельно главной масляной магистрали
Система охлаждения: водяная, с принудительной циркуляцией
Четырехлопастный вентилятор с клиновидным приводным ремнём от шкива на коленчатом валу
Центробежный водяной насос на одной оси с вентилятором
Тип радиатора: трубчатый
Тип карбюратора: Carter WO-539-S
21k фото 1944 Форд ГПВ, моторный отсек23k фото 1942 Форд ГПВ с прицепом Виллис МБТСистема зажигания: батарейная; 6 В, ёмкость батареи - 116 А ч
Тип прерывателя-распределителя: ?
Тип и мощность генератора: ?; ?Вт
Тип и мощность стартера: ?; 0.6л.с.
Модель и размер свечей: ?; ?мм; зазор между электродами: ? мм
Топливный насос диафрагменного типа, фирмы АС
Воздушный фильтр с масляной ванной и фильтрующей набивкой, смоченной маслом, фирмы АС, модель А-19386
Топливный фильтр пластинчатый, с отстойником; фирмы АС, модель Т-2
Сцепление: однодисковое, сухое, с демпфирующими пружинами
14k фото 1944 Форд ГПВ12k фото 1942 Форд ГПВКоробка передач: 3 вперёд - 1 назад (синхронизованные II и III)
Передаточные числа коробки передач: I - 2,665, II - 1,564, III - 1,0, задняя - 3,554
Демультипликатор: Спайсер, 2-скоростной (1:1 - ускоряющая передача, 1,97:1 - замедлен.), с отключением переднего моста
Карданная передача: два открытых карданных вала типа Спайсер
Передний мост литой, с запрессованными кожухами полуосей
Задний мост литой, с запрессованными кожухами полуосей
Передаточное число главной передачи: 4,88, одинарная коническая шестерня, дифференциал - конические шестерни
Ножной тормоз: колодочный, гидравлический, на все колёса
27k фото 1942 Форд ГПВ санитарный ВМФ САСШ20k фото 1942 Виллис МБРучной тормоз: на задний карданный вал, ленточный
Подвеска на продольных полуэллиптических рессорах
Рулевое управление: червяк и двойной палец
Масса: 1020 кг
Нагрузка на передние колёса: без груза - 505кг, с грузом - 550 кг
Нагрузка на задние колёса: без груза - 550кг, с грузом - 720 кг
Высота расположения прицепного крюка: 600 мм
Максимальная скорость по шоссе: 104 км/ч
15k фото 1944 Форд ГПВ32k фото 1944 Willys-MB с прицепом 1944 Bantam T3Размер шин: 6.00-16 дюймов
Ёмкость топливного бака: 15 галлонов
Расход топлива: 14.0 л/100км крекинг-бензина КБ-70
Ёмкость системы охлаждения: 10,3 л
Ёмкость масляных картеров: двигатель - ? л; коробка передач - 1,0 л; раздаточная коробка - 1,4 л;
дифференциал заднего моста - 1,2 л

18k фото 1943 Форд ГПВ18k фото 1944 Форд ГПВ, приборная доскаТаблица ниже взята со страниц Жозе Боргеса Алмейды.
Куплю или обменяю запчасти для Виллиса МБ. Тел. в Москве (095) 212-12-64, Александр.
Дмитрий Варламов из Москвы восстанавливает Ford GPW 44-го года, и Дмитрию нужен двигатель с малым
пробегом, глушитель, мелочи по кузову и вообще Willys-детали. Его Е-мейл: autobat@mail.ru, домашняя страница "1-й АВТОБАТ" (русск.).
Константин Хлевной из Киева также восстанавливает Виллис МБ. Кто может помочь с запчастями?
Лёгкий вездеход для армии был создан за очень короткое время тремя фирмами одновременно: Willys, Ford и Bantam в 1940. Производство началось в 1941, но в июле 1941 американское военное ведомство решило унифицировать эти автомобили. За основу был взят Willys MA, но он также был улучшен, исходя из полученного опыта эксплуатации. Новая модель получила индекс МБ. Форд начал выпускать почти ту же машину (отличия заключались буквально в надписях на болтах) под именем Форд ГПВ. Буква Г (G) означает "Government issue" (Госзаказ), П (P) "Passenger" (Пассажирский) - обозначение для тягача с колёсной базой 80 дюймов и грузоподъёмностью 1/4 тонны, В (W) - Willys (Виллисовские) синьки чертежей. Буквы ГП (ДжиПи) образовали столь популярное нынче слово "джип". В начале войны в Красной армии в качестве командирских машин применялись главным образом стандартные Эмки ГАЗ-М1 и небольшое количество полноприводных 4x4 ГАЗ-61.С 1942 года Виллисы появились в Советском Союзе. Часть этих машин приходила в контейнерах в разобранном после виде, причём это были машины с конвейера, прошедшие обкатку и вновь разобранные для отправки. Здесь их сборку производил завод Nr. 4 в Коломне Московской области и, возможно, также Горьковский автозавод. С появлением лендлизовской техники наши командиры быстро оценили достоинства Виллисов (имя Форд ассоциировалось только с амфибиями Форд ГПА, наши их называли просто Форд амфибия или Форд-4 амфибия, хотя часть наших Виллисов была на самом деле Фордами ГПВ, но их называли Виллисами даже в официальных документах автоинспекции).
После войны Виллисы постепенно попали в частные руки (что спасло их от вымирания, в отличие от грузовых машин). Но у нашего народа есть хорошее качество - умелые руки, поэтому многие машины были переделаны в закрытые (это началось ещё в годы войны). К тому же закрытый кузов позволяет хранить машину на улице, и переделанные машины потому более живучи. Но теперь у этой медали есть обратная сторона. К сожалению для сегодняшних коллекционеров, раздобыть непеределанный экземпляр довольно непросто.
Существовала и очень редкая шестиколёсная 6x6 версия Виллиса. На этом снимке Разведывательный Виллис Т24 (50к ч/б).
Внешнее наиболее крупное отличие МБ от ГПВ - поперечина рамы под радиатором. У Виллиса она трубчатая, а у Форда - коробчатая. Надписи на болтах - тоже отличительный признак.
Эта таблица показывает номера шасси Виллисов МБ и Фордов ГПВ.
Годномера WILLYSномера FORD
1-й номер последний номер 1-й номер последний номер
1941 MB 100 001 MB 108 598 - -
1942 MB 108 599 MB 200 022 1 92 974
1943 MB 200 023 MB 293 232? ?
1944 MB 293 233 MB 402 334 ? ?
1945 MB 402 335 MB 459 851??

Спасибо за помощь Евгению Игнатьевичу Прочко (Москва), Яну Шатану (Польша), Джеффри В.Ли, Игорю Гузиенко (Киев) и Полу Сибури (Англия).
Использованы фотографии из следующих источников:
Архив Яна Шатана, Польша (homepage)
Militaer Fordons Historiska Foereningen, Швеция
Military Vehicles Sales & Appraisal Service
Книга Bart Vanderveen "Historic Military Vehicles Directory", After the Battle Publication, 1989.
Журнал "Wheels & Tracks", Nr.69.
Hemmings Motor News
Kruse International
Deals On Wheels
Trader Online

Что ещё в интернете:
"1-й АВТОБАТ" (русск.).
Джип Виллис МВ - реставрационный гараж в Эстонии, - страница Сергея Найденкова.
Страница Жозе Боргеса Алмейды. (англ.), Португалия.
Буду рад вашим письмам: Контакт. Андрей Богомолов.
Вход ГАЛЕРЕЯ Легковые Виллис Форд Магазин Ссылки In English

Последняя правка 22 IX 2000.