Галерея автомотостарины. Легковые. ГАЗ-М1, "Эмка".
ГАЗ-М1 (М-1)
Годы производства: 1935 - 1943 (1942?), 3 опытных образца - I 1934, серийно - с 17 III 1936
Выпущено: 62888 штук (из них 27 тысяч в 1938 году).
4x2, цельнометаллический 5-местный 4-дверный седан с мотором впереди и приводом на заднюю ось.
Двигатель: ГАЗ-М, карбюраторный жидкостного охлаждения 50л.с./2800об/мин, 4-цил. 4-тактный SV, 3285 куб.см, масса - 183 кг
Диаметр цилиндра/Ход поршня: 98.43/107.95 мм
Степень сжатия: 4,6
Длина: 4625мм, ширина: 1770мм, высота: 1775мм
База: 2845мм, просвет под задним мостом: 210мм, просвет под передним мостом: 235мм
Рама: из двух лонжеронов коробчатого сечения, соединённых двумя
X-образными поперечинами спереди и в середине и двумя поперечинами сзади
Колея передних колёс: 1435мм
Колея задних колёс: 1440мм
Данные по установке передних колёс: сход - 1,5 - 3,0 мм по наибольшей ширине покрышки, развал - 1o,
наклон шкворня вбок - 8o, наклон шкворня вперёд - 3o
Передельный поворот колеса - 36/27o
Радиус поворота по колее переднего колеса: 6,35 м
Тип батареи: 3СТ-100, 6 вольт, сила зарядного тока генератора: 8-10 летом, 10-12 зимой
Генератор: 120 Ватт
Стартер: 600 Ватт
Карбюратор: К-14, К-14Б
Сцепление: однодисковое, сухое
Коробка передач: 3 скорости + одна назад, с муфтой лёгкого переключения
Передаточные числа коробки передач: I - 2,82, II - 1,604, III - 1,0, задняя - 3,383
Карданная передача: Спайсер - 1 вал, 1 шарнир
Тип главной передачи (задний мост): пара конических шестерён со спиральными зубьями
Число зубьев ведущей шестерни: 9
Число зубьев ведомой шестерни: 40
Передаточное число главной передачи: 4,44
Число сателлитов дифференциала: 4
Полуоси на 3/4 разгруженного типа
Рессоры обоих мостов: полуэллиптические продольные, в металлических чехлах.
Передние рессоры: длина 915 мм, ширина листов 45 мм, количество листов 9
Задние рессоры: длина 1370 мм, ширина листов 45 мм, количество листов 9
Тип рулевой передачи: глобоидальный червяк - двойной ролик с передаточным числом 16,6 : 1
Ножной тормоз: механический, колодочный на все колёса, тормозной путь - 8 м (один из недостатков машины)
Ручной тормоз: колодочный на все колёса
Вес без нагрузки: 1370кг
Максимальная скорость с полной нагрузкой по асфальтированному шоссе: 98 км/ч
Разгон с места до 80 км/ч за 24 с.
Колёса: со штампованными спицами, на 5 шпилек
Размер шин: 7.00-16 дюймов
Нормы внутреннего давления в шинах, атм +/- 0,1 атм (1950): передние - 1,50, задние - 2,00
Число слоёв каркаса покрышки: 4
Норма пробега шин (1950): 24 тыс. км. (для южных районов - 21 тыс. км.)
Ёмкость топливного бака: 60 л
Октановое число бензина: 59 - 65
Расход топлива: 14,5 л/100км
Тормозной путь: 8 м
Нормы пробега до капитального ремонта, тыс. км (класс дорог): 75 (асфальт), 70 (щебёнка), 60 (булыжник),
50 (грунт с добавками), 40 (естественные)
Нормы времени на обслуживание, чел./час. (1950): ежедн. уход - 1,4, ТО-1 - 4,7, ТО-2 - 21,0, кап. ремонт - 530,0
Наш самый заслуженный довоенный легковой автомобиль М-1, Эмочка, был создан на базе одной из моделей Форда - 1933 Ford-V8-40. Внешне Эмка отличается облицовкой и колёсами, зато внутри вместо мотора V8 как у Форда, стоит рядная четвёрка ГАЗ-М, копия мотора от Форд-ББ. К сожалению V-образную восьмёрку ГАЗ освоить не смог. Отличиями от Форда были, продольные рессоры, немного другие передние крылья, плавающая подвеска двигателя и др.. Буква М в индексе модели возникла от того, что завод стал носить имя министра иностранных дел СССР Вячеслава Михайловича Молотова, а 1 - это порядковый номер модели. Среди особенностей М-1 - жёсткая лонжеронная рама с Х-образной поперечиной, автоматическое опережение зажигания, регулируемые вперёд-назад передние сиденья.
Первые три опытных образца были собраны в январе 1934 года. Они были более похожи на Форд облицовкой и спицованными колёсами, вместо боковых прорезей капота имели лючки. Серийный выпуск начался 17 марта 1936 года. С 1937 улучшена фиксация крыльчатки водяного насоса. Производство М-1 было в основном свёрнуто в 1941 году, но сборка из запаса деталей продолжалась ещё некоторое время. На 20 июня 1941 года в Красной Армии было 10500 эмок. Эмка была основным командирским автомобилем в 1941-1942 годах, после чего её сменили в этой роли Ford GP и GPW и Willys MA и MB. Эмка даже попала в строки песни военных журналистов на слова Константина Михайловича Симонова, который сам ездил на этих машинах. Эмки были в основном служебными машинами, только часть из них потом перешла в частные руки (тогда частных машин почти не было по идеологическим соображениям). Этим объясняется факт, что Эмок сохранилось относительно меньше, чем трофейных легковушек, - половина из этих "пленных" сразу попала в гаражи старших офицеров Советской Армии. Эмка на верхних двух снимках заботливо была сохранена в семье Олега Ростиславовича Нестерова. Часть фотографий взята из журнала "За рулём".
Снимок 1937 года - из архива Михаила Лукинова - прислал Артём Драбкин, автор одного из моих любимых интернет-сайтов Воспоминания ветеранов Великой Отечественной.
Модификации:
М-1 такси, М-415 - пикап, М-11-73 - 6-цилиндровая, М-21 - 3-осная, ГЛ1 - гоночная (одна из), БА-20 - броневик.
Небольшая определялка года выпуска по номерам кузова, составленная по собственным данным:
Год Номера кузовов
1936 1527, 3599
1937 6685, 07828, 12220, 18037
1938 23675
1945 82153
(на 82xxx начинались номера послевоенных М-11, те, что мне попадались, чуть большие, чем этот, не исключено, что М-1 выпускались и в 1945-м).
Пары двигатель - кузов заводской комплектации почти не сохранились, поэтому таблица номеров двигателей, основанная на ныне сохранившихся машинах, не имеет смысла.
Буду рад вашим добавлениям, вопросам, замечаниям: Контакт. Андрей Богомолов.
Вход Галерея Легковые ГАЗ Продажа Ссылки In English
Последняя правка 11 XI 2000.