На главную страницу >> Статистика
М А Т Е М А Т И К А
(четырёхлетняя начальная школа)
Авторы: Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина, Е.А.Зверева.

Московский институт открытого образования
(МИОО, бывший МИПКРО).
Анализ итоговой контрольной работы по математике в выпускных классах школ г. Москвы за 2002/2003 учебный год.

   Итоговая контрольная работа проводилась в конце апреля 2003 года. Её целью являлась проверка усвоения учащимися за курс начальной школы следующих умений и навыков:
 - умения решать задачи в 2 действия;
 - умения решать задачи на кратное и разностное сравнение;
 - устных и письменных вычислительных навыков.
   Проанализированы работы 41483 учащихся, что на 6,5% ниже количества учащихся в прошлом учебном году.
   Учащиеся выпускных классов обучались по программам и учебникам следующих авторов: М.И. Моро (78,2%), Л.Г. Петерсон (10,3%), Б.П. Гейдмана (4,8%), И.И. Аргинской (3%), Н.Б. Истоминой (2,8%). В рамках системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова обучались 0,7% выпускников. Процентные данные свидетельствуют о том, что по отношению к прошлому году несколько снизилось количество учащихся, обучающихся по учебникам Л.Г. Петерсон (на 1,5%), Б.П. Гейдмана (на 0,2%) и И.И. Аргинской (на 1%). Увеличилось количество учащихся, обучающихся по учебникам М.И. Моро (на 3,2%) и Н.Б. Истоминой (на 0,8%).
   По программам всех вышеобозначенных авторов обучались учащиеся Северного, Западного, Восточного и Юго-Восточного округов. В Северо-Западном округе не обучались по программам Н.Б. Истоминой, в Центральном - по программам И.И. Аргинской и В.В. Давыдова. Также по программе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова не обучались выпускники СВАО, ЮАО, ЮЗАО и Зеленограда.
   Анализ процентных показателей позволяет сделать вывод о том, что в текущем учебном году увеличилось количество безошибочных работ, количество учащихся, выполнивших работу на 4 и 5, осталось прежним:
Контролир. элемент Учебный год
2001/2002 2002/2003
Выполнили всю работу без ошибок45%49,5%
Выполнили работу на 4 и 581%81%

   Наибольшее количество учащихся, выполнивших всю работу без ошибок, обучались по учебникам Б.П. Гейдмана и в рамках системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (по 55%), тогда как по учебникам М.И. Моро таких учащихся 43%.
По сравнению с прошлым учебным годом несколько снизилось количество учащихся, верно решивших задачи, однако увеличилось количество учащихся, не допустивших ошибок в вычислениях:
Контролир. элемент Учебный год
2001/2002 2002/2003
Верно решили задачи84%81%
Не допустили вычислительных ошибок56%58%

   Наилучшая результативность по этим показателям у учащихся, обучающихся в рамках системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, И.И. Аргинской и Б.П. Гейдмана.
Контролир. элемент Учебник
Система
Давыдова
И.И. Аргинской Б.П. Гейдмана,
Т.В. Ивакиной,
И.Э. Мишариной
Верно решили задачи87%85%83%
Не допустили вычислительных ошибок60%61%60%

   Как положительное, следует отметить и то, что в текущем учебном году снизились показатели допущенных вычислительных ошибок в действиях с многозначными числами:
Контролир. элемент Учебный год
2001/2002 2002/2003
Вычитание10%7%
Деление на однозначное число7%4%
Деление на двузначное число14%8%

   Однако в текущем учебном году впервые снизились качественные показатели у учащихся, обучающихся по учебникам Н.Б. Истоминой (в среднем на 5,5%) и Л.Г. Петерсон (в среднем на 10%):
Контролир. элемент Авт. учебника, год
Л.Г. Петерсон Н.Б. Истомина
2001/2002 2002/2003 2001/2002 2002/2003
Выполнили всю работу без ошибок56%47%51%46%
Выполнили на 4 и 583%78%81%80%
Верно решили задачи92%74%94%79%
Не допустили вычислительных ошибок63%56%60%59%

   Видимо, не все учителя выпускных классов в достаточной степени овладели содержанием и методикой работы по вышеобозначенным учебникам, т.к. тенденция снижения прослеживается впервые и не во всех округах.
   В целом следует сделать вывод о том, что программа начального звена по математике выпускниками усвоена (справились 99% учащихся). Стабильно высокая результативность на протяжении ряда лет прослеживается у выпускников, обучающихся по учебникам Б.П. Гейдмана. Впервые за много лет хорошую результативность показали учащиеся, обучающиеся в рамках системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, что свидетельствует о том, что учителя этой параллели владеют содержанием и методикой работы в рамках системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Учителям других параллелей, работающих в этой системе требуется методическая помощь.
   В связи с ухудшением качественных показателей в рамках программ Н.Б. Истоминой и Л.Г. Петерсон следует уделить пристальное внимание учителям, работающим в 2003/2004 учебном году по этим программам в отдельных округах (см. таблицу показателей по программам Н.Б. Истоминой и Л.Г. Петерсон).