Галерея автомотостарины до 1967 года. Грузовые. ТАРЗ.
25 VII 1945 - 1948, Тосненский АвтоРемонтный Завод,
1948 - 1952, Тосненский АвтоРемонтный Кузовной Завод,
1952 - 1965, Тосненский АвтоРемонтный Завод,
1965 - 2002, Тосненский Автобусо-Ремонтный Завод,
Новолисино, Тосненский р-н Ленинградской обл., СССР.
Основанный на месте танкоремонтной базы вермахта в Новолисино, которую немцы не успели уничтожить при отступлении, ТАРЗ в 1945-1947 ремонтировал грузовики ГАЗ-АА и ЗиС-5, собирал передние и задние мосты, выпускал бортовые платформы к грузовикам и другие автозапчасти.
ЛО-1 (Ленинградский Областной), 1948-1950 (опытный - XII 1947), 1-дверный 25-местный автобус на базе ЗиС-5, сделано 406 штук ЛО-1 + ЛО-2 (1947-1, 1948-63, 1949-113). В отличие от ЗиС-8, у ЛО-1 перегородка ветрового стекла по центру, другой аншлаг, подоконный "пояс" узенький.
ЛО-1, 6 автобусов для Волхова, VI 1948, 196к фото, 65к фото, водительское окно с форточкой.
ЛО-1, III 1949, 42к фото, водительское окно цельное.
ЛО-2, 1949-1954, 2-дверный автобус на базе ЗиС-5, сделано 406 штук ЛО-1 + ЛО-2
ЛО-2, Подпорожье, XII 1949, 36к фото, водительское окно цельное.
Этот довоенный ЗиС-8, судя по ветровому стеклу, вполне мог пройти капремонт на ТАРЗе. Новгород, 1949, 58к фото. Впрочем, подобные варианты встречаются на фотографиях в Севастополе, Новочеркасске и Ярославле, и там сложнее заподозрить участие ТАРЗа в их ремонте с переделкой.
ЛО-3, 1948-1951, 1-дверный 21-местный автобус на базе ГАЗ-51, сделано ? штук. В 1951 году переименован в ГЗА-651, см. далее.
ЛО-3, 101к фото.
ЛО-4, 1948-1952, 30-местный автобус на базе ЗиС-5, сделано не меньше 2 штук. Известно, что ЛО-4 из Луги к 1 III 1952 прошёл без капремонта 210 тыс. км.
ЛО-4, Волхов, номер ЗИ 63-90 выдан в 1948 году, 71к фото, водительское окно цельное, аншлаг необычный, облицовка УралЗиС, крылья довоенные. Были и с послевоенными крыльями.
ЛО-5, примерно в 1948/1949-1951, 2-дверный автобус на базе ГАЗ-51, сделано ? штук. В 1951 году переименован в ГАЗ-71, см. далее.
ЛО-6, примерно в 1950-1952, автобус на базе ЗиС-150, сделано 6 штук.
ГЗА-651 (см. ЛО-3, не путать с горьковским ГЗА-651, они очень разные), 1951-1954, 1-дверный 21-местный автобус на базе ГАЗ-51, сделано ? штук. В 1954 году переименован в АТ-1.
Передвижная библиотека на базе тосненского ГЗА-651, 196к фото, с осени 1952 сделано 25 библиотек.
ГАЗ-71 (см. ЛО-5, не путать с опытным горьковским ГАЗ-71, они очень разные), 1951, 2-дверный автобус на базе ГАЗ-51, сделано 76 штук.
Тосненский ГАЗ-71, Куйбышевская обл., 67к фото.
АТ-1 (см. ГЗА-651), 1954-1955, 1-дверный 19-местный автобус на базе ГАЗ-51, сделано ? штук.
АТ-1, Череповец, 1955, 85к фото, АТ-1, Подпорожье, 52к фото.
В 1953 году Министерство автомобильного транспорта приняло решение о производстве этого автобуса на ещё четырёх авторемонтных заводах в Киеве, Симферополе, Ташкенте и Тбилиси. Реализовано в 1954 году. В Тосно перед этим сделали мелкие улучшения, увеличили высоту прохода в салоне, изменили конструкцию плафонов, ручек и стеклоподъёмников, число мест для сидения уменьшилось с 21 до 19.
Симферопольский АТ-1 1954 года выпуска (судя но номеру), Старый Крым, 182k фото.
Киевский АТ-1, Харьков, 18k фото.
Автомотриса на основе вагонного автобуса Л-1м, 1953-?, 1-дверный ?-местный вагон, сделано ? штук.
Автомотриса ТАРЗ, 1953, 7k фото.
АТ-3, IV 1955 - 1956, 1-дверный 19-местный дерево-металлический автобус на базе ГАЗ-51, сделано ? штук.
АТ-3, 58к фото. По сути это упрощённая копия ПАЗ-651.
АТ-5, 1955-?, вагонный 29-местный автобус, сделано ? штук, возможно, в серию не пошёл.
АТ-6, 1955-1958, 2-дверный 27-местный (+ 7 стоящих) цельнометаллический автобус на удлинённой базе ГАЗ-51, сделано 340 штук.
Два АТ-6 и слева АТ-3, 159к фото.
С 1954 ТАРЗ начал капитальный ремонт автобусов ЗиС-155, а с 1958 года полностью перешёл на капремонт этих автобусов, прекратив выпуск собственных моделей.
Всего до 1958 года ТАРЗ выпустил свыше 2500 собственных автобусов, в основном, АТ-1 под разными названиями. Создано 15 опытных машин.
В 1956-м проведён капремонт 213 автобусов, в 1957-м - 392, в августе 1958 отремонтирован 1000-й ЗиС-155.
С января 1959 освоен капремонт автобусов ЗиС-127, а с июля 1961 - ЗиЛ-158, с 1962 - ЛАЗ-695 и ЛАЗ-697.
АТАРЗ-63, 1963, экспериментальный 1-дверный 36-местный автобус 6x6 на шасси ЗиЛ-157 с элементами кузова ЛАЗ-695Б, сделано 1 штука.
АТАРЗ-63, 75к фото, АТАРЗ-63, 48к фото.
Автобусы ЗиЛ-158 и ЛАЗ во дворе ТАРЗ, 1967, 95к фото.
Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Тосненский автобусоремонтный завод.
Фотографии Новолисино.
Михаил Егоров, Москва.
Евгений Смирнов, Москва/Киев.
Вадим Матвеенко, Ленинград.
Валерий Андреев, Новолисино.
Архив Волховского городского краеведческого музея.
Старый Крым.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Вход Галерея
Грузовые
Магазин
Ссылки
Последняя правка 6 VII 2021. Андрей Богомолов.
Контактная информация.