Галерея автомотостарины. Грузовые. ГАЗ-03-30, ГАЗ-3.

ГАЗ-03-30, ГАЗ-3

Годы производства: 1933 - 1944, 1945 - 1950.
Произведено всего: 18613 штук.
4x2 17-местный служебный/пригородный автобус на базе ГАЗ-АА
Предсерийные три образца автобуса ГАЗ. "Автобусы ГАЗ имени Молотова", статья Николая Ивановича Борисова, разработчика кузовов первых автобусов ГАЗ, в заводском журнале "Автостроитель" № 6-7, март 1933:
лист 1, 335кБ, лист 2, 239кБ, лист 3, 348кБ, лист 4, 265кБ, лист 5, 288кБ.
До 1935 года этот автобус назывался ГАЗ-3, в 1938-м - уже ГАЗ-03-30. Отследить точное время смены индекса можно только по внутренним заводским документам, потому что в журналах "За рулём" и в документах ГАИ он значился как "ГАЗ-АА автобус". См. таблицу данных картотек МРЭО ниже.
Изменение внешних элементов кузова ГАЗ-03-30 по годам производства (кликайте по фотографиям):

1933,
3-й прототип,
242кБ

1933,
3-й прототип,
46кБ
двойной
подоконный
молдинг
1933, ГАЗ,
пробная партия?
205кБ
двойной
подоконный
молдинг

серийный 1933-1934,
Киев, 1934, 68кБ

серийный 1933-1934,
Магнитогорск, 136кБ
одинарный
подоконный
молдинг,
ещё с задними
полубуферами

1934-1935,
Тюмень, 1934, 225кБ

1934-1935,
Хоста, 1937-1938,
100кБ
В феврале 1934 уже были.
Задние полубуфера
исчезли, но ещё
старая панель
вентиляции
над ветровым
стеклом и узкая
задняя дверь

1935, Ялта, 79кБ,
двойное ветровое
стекло - творчество.

1935,
Симеиз, фото 1937+,
162кБ
Этот вариант встречается
очень редко, видимо, он
выпускался недолго.
Новая нависающая панель
с окном маршрута и
цветными огнями-стёклами
маршрута над ветровым
стеклом, но все 4 боковых
окна салона ещё равны по
длине. Задняя дверь
стала заметно шире.

1935-1937,
Кемь, 1935, 262кБ.

1935-1937,
Биробиджан, 1935,
389кБ.
В октябре 1935 уже были.
Кузов стал короче,
последнее боковое окно
салона маленькое.
Размеры задних окон
снова изменились.
Теперь они, похоже,
унифицированы с
боковыми.

1937-1941,
Боровичи, 1937,
167кБ.

1937-1941,
Сыктывкар, 93кБ.
Задняя дверь
двустворчатая.
во весь задний борт.
По данным сайта Игоря Денисовца с 1942 по 1944 год выпущено 28
автобусов ГАЗ-03-30. У меня нет их фотографий, но можно уверенно
предположить, что у них, как и у бортовых полуторок ГАЗ-ММ военного
времени, уже были гнутые передние крылья (см. фотографии
послевоенного варианта ГАЗ-03-30), обшивка вагонкой, в 1942-м году
только левая фара, наверняка спереди отсутствовал буфер.

Статистика названий этих автобусов в карточках (значит, и в техпаспортах) из Подмосковной, Ярославской и Владимирской картотек МРЭО ГАИ, набранная мной во время поиска старинных грузовиков и автобусов для московского клуба "Следопыты автомотостарины" САМС:
рег. номер,
прежний
номер
модельгод
вып.
год
последн.
регистр.
действ.
владелецадрес
36-62 ЮААГАЗ-АА автобус1934 1959Раменская колонна
Люберецкого ТЭК РПС
Раменское,
Сафоновское шоссе
70-59 ЮАКГАЗ-АА автобус1950 1962фабрика
"Победа труда"
Красногорск
ЯА 36-50ГАЗ-АА автобус- 1948газовый
завод № 151
Ярославль,
п/я 1201
ЯА 37-09ГАЗ-АА автобус,
это может быть
ГАЗ-55 или аналог
- 1948Ярославская
железнодорожная
больница
Ярославль,
Суздальское
шоссе
ЯВ 50-96ГАЗ-АА автобус- 1950Ярославский
склад
Главметаллосбыт
Ярославль,
Суворовская
улица, д. 4
ВБ 14-95ГАЗ-ММ автобус
закрытый
- 1948завод
Автоприбор
Владимир
ВЖ 28-09ГАЗ-АА автобус
закрытый
- 1964правление
клуба имени
Малеева-Кангина
Ковров
ВУ 30-31
ВЖ10-62
ВБ 79-77
ГАЗ-АА автобус- 1958фабрика
К. Либкнехта
Камешковский
район
Владимир. обл.
ВУ 80-93ГАЗ-03-30- 1959фабрика
Володарского
Камешковский
район
Владимир. обл.
ЛЗ 23-87автобус ГАЗ-АА- 7 V
1956
Усть-Ижорский
фанерный завод
Ленинградская
область
НМ 96-66автобус ГАЗ-АА- 26 IX
1946
Управление курортов,
санаторий и домов
отдыха В.Ц.С.П.С.
Блонь,
Минская область










66к фото послевоенного ГАЗ-03-3069к фото послевоенного ГАЗ-03-30




Двигатель: 50л.с./2800об/мин, 4-цилиндровый, карбюраторный, 4-тактный нижнеклапанный SV, 3285 куб.см
Диаметр цилиндра/Ход поршня: 98.43/107.95мм
Степень сжатия: 4.6:1
Коробка передач: 4 скорости + 1 задняя
Длина: 5300мм, ширина: 2100мм, высота: 2530мм
База: 3340мм, дорожный просвет: 200мм
Колея передних колёс: 1405мм
54к фото послевоенного ГАЗ-03-30102к фото ГАЗ-03-30Колея задних колёс: 1600мм
Радиус поворота: 7.5 м
Сцепление: однодисковое, сухое
Механические тормоза на все колёса
Вес: 2270 кг
Размер шин: 6.50-20 дюймов.
Ёмкость топливного бака: 40 л
Максимальная скорость с полной нагрузкой по шоссе: 65 км/ч
22к фото довоенного ГАЗ-03-30Расход топлива: 20,5 л/100км

Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Автомодельное бюро Игоря Денисовца.
Крис Питман (Вумбай, Квинслэнд, Австралия).
Журнал "Огонёк" 1953, СССР.
Денис Орлов, автомобильный журналист-историк, Москва.
Retro-bus: васк ин тхе УССР!
Александр Федотов, Ленинград.
Архив Бориса Корчака.
Тюмень до нашей эры.

Что ещё в интернете:
Автомодельное бюро Игоря Денисовца.

Вход   Галерея   Грузовые Грузовые ГАЗ   Ссылки   In English

Последняя правка 24 XI 2025. Андрей Богомолов. Контакт.