Сага о Студебеккерах

"Идите к чертовой матери со своим "Студебеккером"!, заорал Остап.
                         -Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер?  Папа ваш Студебеккер?

И.Ильф, Е.Петров "Золотой теленок"

 

Судьба компании Studebaker является настоящим эпическим приключением американской истории, которое началось в 1736 году и длится по сей день. Немногие автопрозводители могут похвастаться таким историческим наследием.

Семейство Стебеккеров прибыло в Америку в 1736 из немецкого города Золинген. Многие поколения Студебеккеров (или Штатенбеккеров, как их звали в Германии) занимались кузнечным и оружейным делом. Отправившись на поиски лучшей жизни  в Америку члены семейства, естественно, не забыли прихватить с собой и свои инструменты. В Новом Свете Студебеккеры также занялись своим семейным делом и, помимо прочих заказов, начали делать части для знаменитых американских фургонов Конестога. В 1750 году Клемент Студебеккер построил свой первый "фирменный" американский фургон.

Спустя почти столетие, в феврале 1852 года, два праправнука Клемента - Генри и Клем открыли собственную кузнечную мастерскую H&C Studebaker в Индиане. В первые годы братья Судебеккеры собирали параконные фермерские фургоны. На следующий год, с помощью младшего брата Джона, семейное предприятие Студебеккеров выпустило большой грузовой фургон. Первый образец Джон отдал в уплату за свою поездку на золотые прииски в Калифорнии. В калифорнийском Хэнгтауне млдаший Студебеккер золота не нашел, однако за 6 лет работы на приисках ему удалось сколотить приличный капитал, собирая тачки, тележки и другой инструментарий для золотоискателей. В 1858 году предприимчивый Джон вернулся в Саут Бенд и вложил все заработанные им деньги в мастерскую братьев.
Вскоре началась гражданская война и Студебеккеры, по заказам армии северян, выпустили сотни фургонов и повозок. В это время к семейному бизнесу присоединились младшие братья Питер и Якоб. Национальный герой Америки, генерал Грант, высоко оценил качество работы братьев, заявив, что немаловажную роль в победе северян сыграли надежные фургоны Студебеккеров.

К столетнему юбилею США компания Студебеккеров - Studebaker Brothers Manufacturing Company стала  крупнейшим в мире производителем транспортных средств на конной тяге. Однако, следуя девизу своей компании "Всегда давать больше, чем обещаешь", Студебеккеры, в 1902 году, выпускают свой первый электромобиль и входят в мир автопроизводства. Кстати, дизайн электроборудования для первого студебеккера разработал Томас Эдисон.  Два года спустя, новоявленные автопроизводители выпустили фирменный 4-сильный мотор, а затем собрали свой первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания: 2-цилиндровый, 16-сильный автомобиль класса гран-туризмо.

В 1911 году в результате слияния Studebaker Brothers Manufacturing Company и детройтской компании Everitt-Metzger-Flanders Company родилась корпорация Studebaker Corporation. На автомобильном рынке вновь образованная корпорация предлагала модели EMF "30", Flanders "20", Studebaker-Garford "40" и электромобили Studebaker Electrics. К 1913 выпуск всех этих автомобилей был прекращен и на смену им вышли модели с 4-х и 6-цилиндровыми двигателями, носящие имя Studebaker. Это решение значительно повысило уровень продаж и по итогам года Studebaker стала третьим крупнейшим автопроизводителем в Америке, пропустив Ford и Overland. Первоначально все производство Studebaker Corporation базировалось в Детройте, но, после ликвидации в 1920 году мастерских по выпуску телег и фургонов и концентрации всех ресурсов на выпуске автомобилей, производственные мощности постепенно переместили в Саут Бенд.

Машины Studebaker, выпускавшиеся в конце 20-х и начале 30-х годов носили имена вроде "Большая 6-ка", "Легкая 6-ка", "Стандартная 6-ка" (Big Six, Special Six, Light Six, Standard Six), но с выпуском в 1927 году новой модельной линии, традиционные "технические" имена были заменены более презентабельными, типа "Президент", "Командер" и "Диктатор" (President, Commander, Dictator).

Особого интереса заслуживает модель 1919 года -   Commander с 4-литровым, 76-сильным мотором, который разгонял полуторатонный автомобиль до 105 км/час.
Флагманская модель компании
Studebaker President Roadster 1928 года - огромный, мощный, роскошный и очень вместительным автомобиль, был оснащен первым фирменным 8-цилиндровым двигателем.   Тогда же был выпущен новый автомобиль малого класса Erskine, названный в честь президента компании Альберта Рассела Эрскина. Erskine, будучи одним из самых маленьких американский автомобиль того времени был оснащен шестицилиндровым мотором SV объемом 2330 см3 и мощностью 45 л.с, который разгонял машину до 90 км/ч, расходуя при этом всего лишь 12 л на 100 км.

В 1928 году Studebaker покупает нью-йоркского производителя люксовых автомобилей Pierce-Arrow и становится одним из лидеров американского автопроизводства .

Не сориентировавшись в ситуации на рынке во время охватившей страну Великой Депрессии, президент Studebaker Эрскин продолжал выпускать роскошные дорогостоящие модели и к 1933 году привел компанию на грань банкротства. Новое руководство Studebaker во главе с Полом Хоффманом и Гарольдом Вэнсом смогло удержать компанию на плаву, однако основную часть производства пришлось продать за долги. И уже никогда более Studebaker не смогла обрести того положения, которое она занимала в 1929 году.

В трагическом для истории корпорации 1933 году, ей пришлось расстаться с Pierce-Arrow и еще одним небольшим автопроизводством - Rockne, которое Studebaker открыло год назад. Модель Rockne была названа в честь знаменитого тренера футбольного клуба "Notre Dame" Кнута Рокни. По многим характеристикам Rockne значительно превосходил своего предшественника - Erskine, чье производство было прекращено в 1930.

В 1934 году Studebaker представила несколько моделей с усовершенствованным дизайном кузовов, включая Land Cruiser, автомобиль, чьи плавные и обтекаемые формы были заимствованы у знаменитых шоу-каров Pierce-Arrow Silver Arrow. Впоследствии, фирменные названия   Land Cruiser и Cruiser присваивались различным моделям Studebaker, выпускавшимся с 1934 по 1966 год.

В 30-х годах Studebaker предприняла попытку закрепиться и на рынке коммерческих грузовиков. В 1936 году они представили новую модельную линию грузовых автомобилей с кабиной, расположенной непосредственно над двигателем, а в 1937 - "круглобокий" пикап Coupe-Express. Производство грузовых автомобилей под маркой Studebaker продолжалось вплоть до конца 1963 года. Среди них были различные специализированные машины, шасси для автобусов и пожарных машин.

Именно благодаря мощным и надежным американским грузовикам, которые в ходе 2 Мировой войны поставлялись по ленд-лизу в СССР, у нас в стране хорошо знают эту марку. На базе грузовых шасси Studebaker были созданы знаменитые гвардейские минометы "Катюши" и "Андрюши", различные тягачи, краны, инженерные машины. Собирались советские модификации Studebaker на московском и горьковском автозаводах ЗИС, а также на специализированном предприятии в Минске. В СССР "студеры" стали настоящим символом военного автомобиля.
Наши солдаты называли эти американские грузовики "королями дорог". И, хотя эти заморские представители "второго фронта" требовали больше внимания и лучшего топлива чем отечественные автомобили, тем не менее они на два порядка превосходили наши ГАЗ-AA или ЗИС-5.
В послевоенные годы Studebaker US-6 послужил прототипом для создания ГАЗ-33, а затем, вместе с  другим трехосником International М-5-6х4, лег в основу ЗИС-151 6х6.


В 1939 году состоялась премьера Studebaker Champion, современного малолитражного автомобиля. 6-цилиндровый двигатель новой модели обеспечил ей ошеломляющий успех. В течение длительного периода, вместе со своими старшими братьями 8-цилиндровым President  и 6-цилиндровым Commander, маленький Champion оставался одной из популярнейших моделей Studebaker. В конце 1937 года, по вполне понятным причинам, из модельного ряда компании было исключено имя Dictator. Популярными опциями автомобилей Studebaker в это время была повышающая передача и усиленный ручной тормоз.

В ходе 2 Мировой войны, производство Studebaker было переведено на военные рельсы: на заводах корпорации собирались военные грузовики, авиационные двигатели и многоцелевые бронетранспортеры Weasel, предназначенные для перевозки воинских подразделений и грузов.

Удачно пополнив свой бюджет за счет военных заказов, в первые послевоенные годы Studebaker стала первым автопроизводителем выпустившим на рынок автомобили с полностью обновленным дизайном. Прозвищем новой модели Studebaker 1947 года   было нечто вроде "тянитолкай" ("Which-Way-Are-They-Going") поскольку носовая часть автомобиля мало чем отличалась от кормы. В том же году, после 9-летнего периода на заводах компании начали выпускать версии с кузовом кабриолет.

В 1948 году Studebaker представили модель Commander, оснащенную двухдверным кузовом купе,   авторскую работу Рэмонда Лоуи. Характерной чертой дизайна машины было отсутствие перемычки на лобовом стекле и четырехсекционное панорамное стекло, заходившее на боковину до средней стойки двери.

В 1950 году, вновь, благодаря "свободному художнику" Рэймонду Лоуи, по совместительству выполнявшему в это время обязанности шеф-дизайнера компании, передняя часть автомобилей Studebaker приобрела свою характерную "пулеобразную" форму - фирменную черту, по которой эти машины можно безошибочно выделить в ряду им подобных. Первым представителем "раннего аэродизайна" стал Champion, передняя часть которого была выполнена в стилистическом ключе конструкции трехфюзеляжного военного самолета P-38.

Одновременно с созданием нового стайлинга моделей, шла разработка и современной механики: в 1951 году Studebaker Commander оснастили новым современным двигателем V8 с верхнерасположенным клапанным блоком, а в середине 50-х годов была выпущена фирменная автоматическая трансмиссия Studebaker Automatic Drive.

В 1953 году Studebaker начинает выпуск модельной линии очаровательных низкопрофильных купе, отличавшихся пологим ниспадающим капотом и стелющимся кузовом, окрашенные бликующим   металликом - "Loewy Coupes."(Купе Лоуи) Новые модели выпускались в двух версиях - Starliner, с кузовом типа хардтоп и купе Starlight. Эти автомобили неоднократно входили в списки самых красивых автомобилей мира. Рэймонд Лоуи, который возглавлял дизайнерское подразделение Studebaker начиная с модельной линии 1938 года, осуществлял общую координацию работ по проектам Starliner/S
tarlight, хотя настоящим создателем этих автомобилей был Роберт Бурк. В 1955 году была выпущена спортивная версия "Loewy Coupe", названная Speedster. Тема Speedster была продолжена в 1956 премьерой модельной линии "семейных спортивных автомобилей" - Hawk.  В 1956-58 была выпущена топовая версия Hawk, названная Golden Hawk.
Впоследствии, многие решения Loewy Coupe использовалось в других моделях Studebaker.

В 1954 году, в ряды Studebaker вошел знаменитый Packard, чья история автопроизводства началась еще в 1899 году. Образовавшейся в результате слияния двух компаний Studebaker-Packard Corporation пришлось вести тяжелую борьбу за выживание с Большой Тройкой, куда входили такие монстры, как General Motors, Ford Motor Company и Chrysler Corporation. Победили сильнейшие - с 1954 по 1958 у новой корпорации Studebaker-Packard не было ни одного прибыльного года. Поэтому, в 1958 году выпуск моделей Packard был свернут. Выпускавшиеся в период с 1957 по 1958 Паккарды фактически были моделями Studebaker с особой фирменной отделкой интерьера.

Несмотря на то, что продажи Studebaker резко упали после 1950 года, на протяжении всего десятилетия компания поддерживала имидж своих автомобилей, как очень экономичных в плане расхода топлива.

В 50-х годах, в дополение к Hawk, Studebaker выпустили еще несколько новых моделей. В 1954 году состоялась премьера универсала Conestoga. В 1955 году на конвейер вернулась модельная линия President. В 1957 была выпущена новая экономичная линия Scotsman, которая довольно удачно продавалась в 1957 и 1958 годах. Видя успех Scotsman и растущую потребность в практичных автомобилях, в конце 1958 года Studebaker прикрывает выпуск всех остальных моделей, за исключением Silver Hawk и разрабатывает совершенно новую компактную модель - Lark.

Работами над проектом Lark руководил лично президент Studebaker Харольд Черчилль. На протяжении всего 1959 года Lark был одной из популярнейших моделей в США и компания впервые за много лет закончила год с положительным сальдо. На следующий год Большая Тройка ответила независимому конкуренту выпуском своих компактных моделей и Studebaker снова пришлось вести борьбу за свое выживание. Пытаясь создать спортивный имидж своей марки, в 1962 году Studebaker ставит на  конвейер Gran Turismo Hawk, а в 1963 - динамичный, скоростной Avanti.
Avanti, ставший одной из самых известных моделей Studebaker, имел стекловолоконный аэродинамичный кузов и "заряженный" двигатель R3, который позволял автомобилю развивать максимальную скорость до 250 км/ч. Новый Studebaker стал самым быстрым серийным автомобилем из всех выпущенных в Америке. Кроме того, впервые среди серийных американских моделей, Avanti был оснащен дисковыми цилиндрическими тормозами.
Проект  Avanti курировался новым президентом компании Шервудом Эгбертом, а стиль и дизайн новой модели был создан командой дизайнеров под руководством Рэймонда Лоуи. Знаменитый дизайнер, среди работ которого к этому времени были проекты дизайна интерьера космической станции Sky Lab, Air Force One, логотипов Lucky Strike и Coca Cola, создал классический облик машины буквально за несколько недель и первым сел за руль машины на тестах.

Стильный и скоростной Avanti стал, по существу, последней отчаянной попыткой компании обрести место под солнцем. Но, несмотря на множество технических новинок и великолепный дизайн Рэймонда Лоуи, цена Avanti в 5000 долларов показалась покупателям несколько завышенной и вскоре Studebaker пришлось повторить путь Hudson, Packard и других, некогда известных автопроизводителей...

Попутно следует отметить, что в фирменном стиле моделей Studebaker 50-х годов была выполнена и внешность нашей знаменитой "старой" Волги М-21.

Дальнейшее развитие линия Lark получила с премьерой моделей Cruiser(1961), Daytona( 1962) и, оснащенного уникальной сдвижной крышей универсала Wagonaire (1963). В 1964 году был представлены версии Lark Commander и Challenger. Дизайн моделей 1962-64 Lark и GT Hawk был создан промышленным дизайнером Бруксом Стивенсом, автором модели Excalibur. Кстати, первые версии   шоу-кара Excalibur, выполненного на базе Mercedes-Benz SS конца 20-х г, использовали раму и подвеску автомобилей Studebaker, а его оригинальный прототип был оснащен двигателем Avanti. зов классического одов на шасси Studebaker.

К сожалению, выпуск GT Hawk, Avanti и новых версий Lark не смог улучшить финансовое положение Studebaker. И, в декабре 1963 года, совет директоров корпорации проголосовал за закрытие большинства заводов в Саут Бенде и решил сконцентрировать все производство на небольшой сборочной площадке в канадском городе Гамильтоне (автомобили Studebaker также собирались на других заводах, расположенных вне территории США). На канадских заводах было решено выпускать только модели семейства Lark, что означало уход в небытие для Avanti, Hawk и грузовиков. Моторы для канадских студебеккеров собирались поначалу в Саут Бенде, но с 1965 года на aвтомобили  Studebaker начали устанавливать двигатели General Motors. Прибыль от реализации новых моделей была минимальной, поэтому  весной 1966 года было принято решение о закрытии канадского завода. 17 марта 1966 года с конвейера в Гамильтоне сошел последний Studebaker.

Однако, выпуск последнего автомобиля Studebaker еще не означал кончины компании или ее продукции. У корпорации Studebaker Corporation (имя Packard было официально убрано из названия компании в 1962) оставалось еще множество дополнительных производств, таких как STP, Gravely, Clarke и Onan, так что, хотя они больше не производили автомобили, Studebaker продолжали жить. Однако, без своих автомобилей былой славы эта легендарная марка уже не достигла и вскоре растворилась среди многочисленных американских компаний. В середине 1967 года Studebaker купила компанию Wagner Electric Corporation, а в ноябре 1967, объединившись с Worthington Corporation образовала Studebaker-Worthington Corporation. В конце 1979  Studebaker-Worthington Corporation вошла в состав McGraw-Edison Company, которую в апреле 1985 вобрала в себя хьюстонская компания Cooper Industries.

Знаменитый Avanti намного пережил своих создателей. Конструкция оригинального проекта, представленного в 1963 году, была настолько совершенной, что автомобиль продолжал выпускаться  вплоть до 1991 года.
В 1965 году, в Саут Бенде, на родине Studebaker,  вновь образованная Avanti Motor Corporation начала производство очередной модели - Avanti II. Новый автомобиль был не просто репликой, но фактическим наследником оригинальной модели Studebaker. Натан Альтман и Лео Ньюмэн, учредители Avanti Motor Corporation, купили у Studebaker завод и все комплектующие, необходимые для выпуска Avanti. Поскольку Stud
ebaker прекратил выпуск своих двигателей, Avanti Motor Corporation решило использовать моторы от Corvette, но шасси, подвеска и стекловолоконный кузов были оригинальной сборки. В октябре 1982 года Avanti Motor Corporation купил Стивен Блэйк, под указанию которого в дизайн и механику Avanti были внесен ряд изменений. В 1983 году из имени автомобили убрали цифру "II", а спустя два года выпустили версию с кузовом кабриолет.
В апреле 1986 компания перешла в руки Майка Келли, который переименовал ее в New Avanti
Motor Corporation. В 1987 году состоялась премьера длиннобазного купе на платформе General Motors. Осенью того же года производство компании было переведено в Янгстаун, а в сентябре 1988 года Келли продал свой пакет акции Джону Кафаро. Новый владелец вновь переименовал компанию, назвав ее Avanti Automotive Corporation. Выпуск длиннобазного купе был прекращен; в производстве остались обычное купе, кабриолет и новый 4-х дверный  Touring Sedan, которые выпускались до 1991 года.

Фирма братьев Студебеккер стала единственной в истории компанией, прошедшей огромный путь от мастерской по выпуску фургонов для пионеров Дикого Запада до ведущего производителя выскотехнологичных, современных автомобилей. Начиная с 20-х годов и вплоть до прекращения выпуска автомобилей в 1966 году, Studebaker Automotive оставалась одним из лидеров дизайнерской и инженерной мысли США. Большая часть моделей, сошедших с конвейера заводов в Саут Бенде сейчас является неотъемлемой частью американской автоистории.