Галерея автомотостарины. Номерные знаки. Югославия (до 1945 года).

карта Королевства сербов, словенцев и хорватов, 1920-1922, 96кБ Формально Королевство сербов, словенцев и хорватов образовано 1 декабря 1918 года, но и до образования, и после эту территорию несколько лет трясло,
с изменением границ. Если брать грубыми мазками, королевство образовано на территориях двух распавшихся империй, - Сербия,
Черногория (обе независимые с 1878) и Македония (в составе Сербии с 1912) - бывшие владения Оттоманской порты, а Словения, Воеводина, Славония, Далмация,
Герцеговина, Босния и Хорватия входили в Австро-Венгрию.
Западная часть Далмации (полуостров Истрия, Венеция-Джулия) с Триестом и порт Зара (Задар) в Первую мировую захвачены Италией.
Фиуме (Риека) после войны объявлен свободным городом, но в 1924-м тоже захвачен Италией.
(Все эти территории исторически принадлежали Венецианской республике). В 1941-м Италия также вернула себе город Каттаро (Котор) и всю лагуну.
В 1929-м в королевстве произошёл дворцовый переворот, и с тех пор страна официально называется Югославией,
хотя это имя неформально использовалось уже в 1910-х годах, если не раньше.
В апреле 1941 страны оси (Германия, Италия, Венгрия, Румыния и Болгария) напали и оккупировали Югославию.
карта Югославии, 1941, 200кБ Территория была поделена между агрессорами (см. карту).
На части территории немцы создали марионеточное "независимое" государство Хорватия (Хорватию создал Гитлер,
что до сих пор лежит несмываемой печатью на этой стране).
С 1941 в Хорватии появились свои номера, на территориях, отошедших к территориям агрессоров появились номера Каринтии, Венгрии, Италии и Болгарии.
Банат, Сербия и Черногория получили статус оккупированных территорий, там тоже номера поменялись.
В 1945-м, после освобождения территории от нацистской нечисти, в Югославии появились новые номера с красной звёздочкой.

В составе Австро-Венгрии.
AIII-118 (Греф & Штифт эрцгерцога Франца Фердинанда незадолго до взрыва, вызвавшего Великую войну, Сараево, 28 VI 1914, 241кБ).

1919-1926, Королевство сербов, словенцев и хорватов. На номере слева - красная буква кода региона на голубом фоне, справа - чёрный порядковый номер на белом фоне (белый номер на чёрном фоне у грузовиков). Эти цвета сохранились до оккупации 1941 года.

1927(?)-1928-1929, как и прежние номера, но регион теперь обозначается цифровым кодом, справа от которого стоит маленькая последняя цифра года, в чётные годы внизу, в нечётные вверху. Над (под) цифрой года рельефная печать региона.
легковой номер 1929 года, Битола, Македония, 11кБ 1928:
   20 8 373 (автомобильный номер, 6кБ).
1929:
   21 9 24 (легковой номер, Битола, Македония, 11кБ).

1930-1941, как и прежние номера, но количество регионов сокращено до десяти, год полностью, в чётные годы под кодом региона, в нечётные - над кодом. Между кодом региона и порядковым номером - рельефная печать региона. В регионе 1 - Белград начальные числа зарезервированы за машинами дипломатов, эти номера обычно сопровождались дополнительным овалом с буквами CD = Corps Diplomatique. Государственные автомобили имели полностью жёлтый фон (в Белграде их номера начинались с 5000). Мотономера - как автомобильные, но меньшего размера и нет голубого фона в левой части (весь фон белый), передний мотономер двусторонний. Велосипедные номера - очень разные в каждом городе и посёлке, обычно на ступицу переднего колеса, перед войной - голубые двусторонние, на одной стороне красное имя среза (мелкого региона) на вуковице (сербской кириллице) и чёрный порядковый номер, на другой стороне - то же, но имя среза на латинице.
Коды регионов 1930-1941:
1 - УГБ - Управа Града Београда (Белград)
2 - Дравска бановина (Любляна)
3 (до 1939) - Савска бановина (Загреб), далее H
4 - Врбаска бановина (Баня Лука)
5 (до 1939) - Приморска бановина (Сплит), далее H
6 - Дринска бановина (Сараево)
7 - Зетска бановина (Цетинье)
8 - Дунавска бановина (Нови Сад)
9 - Моравска бановина (Ниш)
10 - Вардарска бановина (Скопье)
H (1940-1941) - Хорватска бановина (Загреб), взамен 3 и 5.
легковой номер 1930 года, Зеница, 11кБ 1930:
   2-734 (легковой номер, 191кБ, обратная сторона, 150кБ, размер 33 х 14 см).
   3-1095 (легковой номер, Зеница, 11кБ).
   3-4344 (легковой номер, 31кБ).
1931:
   3-398 (легковой номер, 273кБ).
   3-4025 (легковой номер, 102кБ).
легковой номер 1932 года, 5кБ 1932:
   3-4959 (легковой номер, 5кБ).
   5-340 (легковой номер, 36кБ).
1933:
   3-1580 (легковой номер, грубый перекрас, 182кБ, обратная сторона, 69кБ).
   S-416, S-418, S1276 (велономера, два 1933 и один двусторонний неизвестного года, Суботица, 23кБ, обратная сторона среднего номера, 25кБ).
легковой номер 1937 года, 47кБ 1937:
   3-3901 (легковой номер, 291кБ).
   5-143 (легковой номер, 47кБ).
   1-293 (мотономер, 8кБ).
   3-908 (велономер, Савская бановина, 46 - код среза, 79кБ).
1938:
легковой номер 1938 года, 55кБ    5-344 (легковой номер, 16кБ).
   5-402 (грузовой номер, 5кБ).
   8-1428 (легковой номер, 55кБ).
   1411 (велономер, Дарђански срез (Бáранья), 44кБ, печать крупнее, 34кБ).
1939:
   1-3631 (велономер, Белград, 37кБ).
   1-8264 (велономер, Белград, 18кБ).
   3-34-2201 (велономер, Савска бановина, 34-й срез, 13кБ).
   3-50-299 (велономер, Савска бановина, 50-й срез, 10кБ).
   регистрационная книжка на велосипед (Бели Манастир, 251кБ, 162кБ, обложка, 84кБ).
1940:
государственный номер 1940 года, Белград, 51кБ    1-5079 (номер государственного автомобиля, Белград, 16кБ).
   1-5125 (номер государственного автомобиля, Белград, 11кБ).
   1-5183 (номер государственного автомобиля, Белград, 44кБ).
   1-5197 (номер государственного автомобиля, Белград, 51кБ).
   1-5222 (номер государственного автомобиля, Белград, 45кБ).
   8-897 (легковой номер, 30кБ, обратная сторона, 9кБ).
   H-4545 (легковой номер, 7кБ, обратная сторона, 6кБ).
   H-2708 (грузовой номер, 231кБ).
   1-48 (мотономер, 13кБ).
   1-339 (мотономер, 32кБ).
   836 (велономер двусторонний с шарниром, срез Ковински, 9кБ).
   1619 (велономер двусторонний с шарниром, срез Ковински, 9кБ).
   135 (велономер двусторонний с шарниром, срез Тополски, 1940?, 26кБ, внутренняя сторона створки, не видна за второй стороной, 17кБ).
   H-67-367 (велономер, Хорватска бановина, 67-й срез, 28кБ).
1941:
легковой номер 1941 года, 95кБ    1-354 (дипломатический номер, Паккард-120 лимузин 1937 года, Будапешт, площадь Святого Георгия, ворота замкового сада, 275кБ).
   10-802 (грузовой номер, 6кБ).
   H-6329 (легковой номер, 18кБ).
   H-6331 (легковой номер, 95кБ).
   8-768 (мотономер, 57кБ).
   1-6335 (велономер, Белград, 49кБ).
   1-6336 (велономер, Белград, 46кБ).
   H-2-1546 (велономер, Хорватска бановина, 2-й срез, 29кБ).
   H-22-303 (велономер, Хорватска бановина, 22-й срез, 11кБ, внутренняя сторона, не видна за второй стороной, 9кБ).
   H-44-1987 (велономер, Хорватска бановина, 44-й срез, 72кБ).
   H-66-1681 (велономер, Хорватска бановина, 66-й срез, 39кБ).
   H-103-1314 (велономер, Хорватска бановина, 103-й срез, 130кБ, обратная сторона, 159кБ).
   H-113-46 (велономер, Хорватска бановина, 113-й срез, 204кБ, обратная сторона, 208кБ).

Апрель 1941, оккупация, немецкие, итальянские, венгерские и болгарские номера.
   WH-157683 (пятитонная цугмашина вермахта Sd.Kfz.6, Марибор, IV 1941, 76кБ).

Номера немецкой оккупации 1941-1945:
   96 (велономер, Панчево, 1943, 45кБ).
   167 (велономер, Панчево, 1943, 45кБ).
   5841 (велономер, округ Бечкерек (с 1946 Зренянин), год не установлен, 134кБ).

Номера итальянской оккупации IV 1941 - IX 1943, после капитуляции Италии эти территории оккупированы немцами. На оккупированных Италией территории Югославии часть земель итальянцы по праву считали своими исконными и историческими. На таких территориях они ввели итальянские номера серий FU (Фиуме, Риека, до 1930), FM (Фиуме, 1930-1943), PL (Пола, Пула), ZA (Зара, Задар), Cattaro (Каттаро, Котор, 1941-1943).
легковой номер Каттаро 1941-1943 годов, 58кБ    140 Cattaro (передний номер, 8кБ).
   171 и 185 Cattaro (задний номер в несколько раз крупнее переднего, 29кБ, обратные стороны, 20кБ).
   184 Cattaro (передний номер и его родной конверт, 58кБ).
   знак фашистской партии на заднем номере (76кБ, по нему легко отличить знаки от послевоенных).

Номера нацистской Хорватии 1941-1945:
   Zagreb 1226 (легковой номер, 59кБ).
   Za 367 (мотономер, Загреб, 1942, 7кБ).
   BG 9219 (велономер, Било-Гора, 62кБ).
   Pr 1271 (велономер, Пригорье, 15кБ).
   Vu 3276 (велономер, Вуковар, 49кБ).
   Vu 5461 (велономер, Вуковар, 10кБ).
   Vu 15996 (велономер, Вуковар, 61кБ).
   Za 6877 (велономер, Загреб, 35кБ).
   Za 10993 (велономер, Загреб, 46кБ).
   Za 14402 (велономер, Загреб, 33кБ).
   Za 15662 (велономер, Загреб, 32кБ, обратная сторона, 53кБ).
   Zg 1809 (велономер, Загорье, 23кБ).
Армейские (Narodna Zaštita), 1941-1945:
автомобильный армейский номер нацистской Хорватии 1941-1945 годов, 16кБ    NZ 6 (автомобильный номер, 16кБ), размер 290 х 110 мм.
   NZ 5 (велономер, 9кБ, обратная сторона, 9кБ).
Номера "гражданской обороны" (Civilna Zaštita), 1941-1945:
   CZ 82 (велономер, 22кБ), размер 125 х 80 мм.
   CZ 147 (велономер, 34кБ).
   CZ 216, CZ 147 (велономера, 40кБ).
   CZ 283 (велономер, 48кБ).
   CZ 372 (велономер, 50кБ).

Освобождение Югославии от фашизма, 1944-1945, номера Красной армии:
А-6-95-54 (Мерседес-Бенц-170Фау, 4-й гвардейский механизированный корпус 3-го Украинского фронта, Белград, 1944, 86кБ).
Ш-79-844 (Мерседес-Бенц-200 ланг, Шаловцы, Югославия, 23кБ).

Демократска Федеративна Југославија (ДФJ, 1943—1946), номера со звездой.
B 292 (мотономер(?), Баня Лука, 1945, более ранних номеров не встречал, 6кБ).

Международный код на овалах принадлежности к стране - Y (ранее SB).

Источники данных и фотографий:
Архив автора.
eBay.
Коллекция Темури Куруа, Таганрог. Автомобильные номера разных стран (номер 8-1428 1938 года).
Роман Камчатка, Петропавловск-Камчатский (184 Cattaro и 1-5222 1940 года),
Europlate, Registration Plates of the World.
Francoplaque.
License plates of Jugoslavija.
Radio Sarajevo.
Limundo, интернет-аукцион.
Registarske pločice.
Olx.ba.
Paluba.
Delcampe.
Felix2 license plates for sale.
Fortepan.
Planinarenje, putovanja i skijanje.
Banjaluka.

Спасибо за помощь Павлу Акимочкину!

Вход   Галерея   Номерные знаки   Ссылки

Последняя правка 6 IX 2024. Контакт. Андрей Богомолов.