Галерея автомотостарины. Номерные знаки. Румыния (до 1945 года).

70k карта Румынии 1914-1922
428k карта Румынии 1930
113k карта Румынии 1940
456k карта Румынии V 1942
Сначала немного о территориальных изменениях королевства Румынии.
(карты территориальных изменений 1881-1945 увеличиваются)
1881 - VII 1913 - см карту 1, 1914 год. До 1913 года - как в 1914, но без Южной Добруджи (видна внизу на карте 3).
Дальше, до 1920 года Румыния только расширялась, см. легенду и карту 1.
Карта 2 - административное деление на 1930 год.
Карта 3 - три последовательные территориальные уступки 1940 года, в результате чего Кароль II слетел с трона.
Карта 4 - май 1942, с захваченными у СССР территориями. Территории, уступленные Советскому Союзу в 1940-м, в августе 1941 стали снова Румынией, а старые территории СССР названы Губернаторством Транснистрия (левобережье Днестра, выделено на карте).
В августе 1944 советские территории 1940-1941 года освобождены и отторгнуты от Румынии. Румыния приняла границы карты 3 за вычетом советской территории и Южной Добруджи, которая так и осталась в Болгарии. А территория, захваченная Венгрией в 1940-м возвращена Румынии. С тех пор Румыния не менялась территориально, если не считать бодания с Щеневмерлой за знаменитый теперь остров Змеиный.

А теперь о номерах.
Первый автомобильный номерной знак был выдан в 1900 году и состоял только из цифры 1. После этого выяснилось, что номер 1 хотел получить принц Бибеску, поэтому принца утешили и выдали ему номер 0. Знаки состояли из белых цифр на чёрном фоне и изготавливались самими водителями. При этом знак присваивался не автомобилю, а его владельцу, и список этих владельцев с номерами ежемесячно публиковался в журнале "Ревиста Аутомобилэ". Номера присваивались в порядке поступления заявок. К 1908 году по всей Румынии набралось 139 номеров.
Осенью 1908 по просьбе Автомобильного клуба Румынии введены новые номера, состоящие из порядкового номера от 0 до пятизначных (в довоенном Бухаресте) и кода жудеца справа. Код был сокращением не имени самого жудеца, а его административного центра. Разрешалось перевешивать номера со старой машины на новую, - именно поэтому на фотографиях машины с меньшими номерами - не самые старые. К тому же встречаются одинаковые номера на разных машинах. Большие города быстро восприняли новую систему, а маленькие обходились числами без кодов аж до 1920 года. Изредка встречаются знаки, на которых код стоит слева от числа, - большинство знаков по-прежнему изготавливали владельцы автомобилей, - errare humanum est.
Эта система нумерации просуществовала с 1908 до 1966 года, за это время коды не один раз менялись. Здесь описаны только знаки и изменения до 1945 года включительно. Более поздняя история зарубежья - не моя тема.

Гражданские номера 1908-1914 (чёрный или синий фон, белые символы).

Bacău (Бакэу) - Ba.
Botoşani (Ботошани) - Bt
Brăila (Брэила) - Bl
Bucureşti (Бухарест) - Bc
   233-Bc (просто номер, фарфоровая эмаль на железе, 83кБ).
   432-Bc (просто номер, фарфоровая эмаль на железе, 144кБ).
   557-Bc (Делоне-Бельвиль фаэтон, 217кБ).
   1035-Bc (неустановленный автомобиль, на эмблеме буквы ALZ, но это не помогает, 171кБ).
Buzău (Бузэу) - Bz
Călăraşi (Кэлэраши) - Cl
   8-CL (неустановленный фаэтон, Бустей, 8 VII 1914, 162кБ).
Câmpulung-Muscel (Кымпулунг-Мусчел) - Cp
Caracal (Каракал) - Cr
Constanţa (Констанца) - CT
Craiova (Крайова) - CV
Dorohoi (Дорохой) - Dr
Fălticeni (Фэлтичени) - Ft
Focşani (Фокшаны) - Fş
Galaţi (Галац) - Gl
Giurgiu (Джурджу) - Gg
Huşi (Хуши) - Hş
Iaşi (Яссы) - Is
Piatra Neamţ (Пьятра Нямц) - Pn
Piteşti (Питешти) - Pt
Ploeşti (Плоешти) - Pl
Râmnicu-Sărat (Рымнику-Сэрат) - Rs
Râmnicu-Vâlcea (Рымнику-Вылча) - Rv
Roman (Роман) - Rm
Slatina (Слатина) - St
Târgovişte (Тырговиште) - Tg
Târgu-Jiu (Тыргу-Жиу) - Tj
Tecuci (Текучи) - Tc
Tulcea (Тулча) - Tl
   14-TL (просто номер, фарфоровая эмаль на железе, 74кБ).
Turnu-Măgurele (Турну-Мэгуреле) - Tm
Turnu-Severin (Турну-Северин) - Ts
Vaslui (Васлуй) - Vs

Гражданские номера 1918-1930 (чёрный фон, белые символы).
Гражданские номера 1929-1945 (белый фон, чёрные символы).

Некоторые коды поменялись, но принцип нумерации тот же. В 1929-1930 годах на дорогах были и чёрные, и белые номера.
Alba-Iulia (Алба-Юлия) - Al, A-J
   A.-J.201 (Форд-Т фаэтон, 103кБ).
Arad (Арад) - Ar
   484Ar. (Рено фаэтон, 250кБ).
   176-Ar (Панар-Левассор(?), 25кБ).
   1117-Ar (Форд-АА бортовой с открытой кабиной, 18кБ).
Bacău (Бакэу) - Bc.
Bălţi (Бельцы) - Bţ, 11 XI 1918 - 28 VI 1940 и 9 VII 1941 - 2 III 1944; в 1940-1941 и с 1944 - в СССР.
Bârlad (Бырлад) - Bd.
   111-Bd (Шевроле фаэтон 1929-1930 годов, 268кБ).
   7-Bd (Мерседес-Бенц 200 лимузин, 104кБ).
Bazargic (Базарджик) - Bzg, 29 IX 1918 - 7 IX 1940, болг. Добрич, передан Болгарии по Крайовскому соглашению.
   123-Bzg (АЖС без коляски, 70кБ).
Beiuş (Беюш) - Bei., 1940-1944, до 1940 на номерах было Ord (Орадя), но Орадя отошла к Венгрии, а столицей жудеца Бихор стал Беюш. С 1944 опять Орядя.
   3-Bei (Штейр-220 лимузин, 40кБ).
Bistriţa (Бистрица) - Btr, 1918-1940 и с 1944, в 1940-1944 - в Венгрии
Blaj (Блаж) - Blj, с 1926; до 1926 центром жудеца Алба был Дичиосынмартин (всё ещё обозначенный как центр на карте 1930 года!)
Botoşani (Ботошани) - Bt
Brăila (Брэила) - Br
   0-Br (Крайслер Империал туринг седан 1937 года, 163кБ).
Braşov (Брашов) - Bv
   556-Bv (ФИАТ фаэтон, 159кБ).
   854-Bv (Дюран-63 фаэтон 1930 года, 208кБ).
   15-Bv (Форд-Эйфель кабрио-лимузин 1936 года с кузовом фирмы Драуц, 244кБ).
   360-Bv (ДКВ люксус-кабриолет с тёщиным местом (mit Schwiegermuttersitze), 76кБ).
   363-Bv (Шевроле фаэтон 1928 года, 93кБ).
   1017-Bv (Форд-ТТ, румынский тюнинг, 198кБ).
   1077-Bv (Ф.Н.(?) с левой коляской, 117кБ).
   Такси - Tx
   Tx 1194-Bv (какой-то американец (Мопар?) или канадец седан 1937 или 1938 года, 142кБ).
Bucureşti (Бухарест) - B
   Чёрные номера 1918-1930
74к фото Шевроле фаэтон 1927 года    218-B (неустановленный фаэтон, 126кБ).
   280-B (Крайслер седан 1925-1926 годов, 176кБ).
   325-B (Харлей-Дэвидсон 1925-1926 годов с коляской, 44кБ).
   349-B (Нэш(?) фаэтон 1927 года, 53кБ).
   378-B (АЖС без коляски, 122кБ).
   493-B (Ариэль без коляски, 175кБ).
   691-B (Форд-А фаэтон 1928-1929 годов, 118кБ).
   1400-B (Фарго 2-дверный седан 1930 года, 112кБ).
   1631-B (Нэш седан 1929 года, 102кБ).
   1864-B (ФИАТ фаэтон, 238кБ).
   1885-B (Локомобиль фаэтон 1926 года, 170кБ).
   3756-B (Оклэнд фаэтон 1925 года, 111кБ).
   3756-B (Оклэнд седан 1926-1927 годов, 174кБ).
   4249-B (ФИАТ фаэтон, 144кБ).
   7630-B (ФИАТ 4-дверный седан, 44кБ).
   7838-B (Шевроле фаэтон 1927 года, 74кБ).
   8485-B (ФИАТ фаэтон, 185кБ).
   9351-B (Стюарт фургон, 171кБ).
   Такси - Tx 1918-1930
   Tx-4069-B (Шевроле фаэтон 1928 года, 238кБ).
   Белые номера 1929-1945
273к фото Крайслер-70 седан 1930 года    3-B (БМВ Р12 1935 года с коляской, 1939, 76кБ).
   90-B (АЖС без коляски, 239кБ).
   96-B (Ситроен 15 ЦВ берлин 1933 года, 160кБ).
   310-B (ДКВ НЦет500 без коляски, 177кБ).
   491-B (Бюик седан 1926(?) года, 109кБ).
   493-B (АЖС без коляски, 246кБ).
   521-B (Саролея без коляски, 93кБ).
   540-B (Цюндапп ДС350 без коляски, 243кБ).
   593 B (Нэш 1930-1931 годов, 62кБ).
   664-B (Рудж без коляски, 97кБ).
   674-B (Де Сото седан 1929 года, 125кБ).
   691-B (Форд А фаэтон 1928-1929 годов, 113кБ).
   691-B (Де Сото фаэтон 1929 года, 206кБ). Знак тот же.
   691-B (Мерседес-Бенц 290 6-просветный лимузин, 86кБ). Знак другой.
   864-B (Цюндапп ДБ250 без коляски, 133кБ).
   880-B (Астра без коляски, 101кБ).
   911-B R (Роллс-Ройс(?) салон, 140кБ). Буква R - международный код Румынии.
   963-B (Роял Энфилд без коляски, 133кБ).
   1081-B (НСУ-125ЦетДБ без коляски, 158кБ).
   1359-B (Додж седан 1935 года, 88кБ).
   1647-B (Крайслер Империал седан 1932 года, 255кБ).
   1672-B (Форд А фаэтон 1928-1929 годов, 156кБ).
   1701-B (Гочкисс родстер, 118кБ, 1701-B.R., 94кБ). Буква R - международный код Румынии.
   2011-B (Форд В8 седан 1935-1936 годов, 165кБ).
   2247-B (Дюран фаэтон 1929 года, 119кБ).
   2388-B (Форд АА фургон 1928-1929 годов, 70кБ).
   2437-B R (Мерседес-Бенц 170Фау 4-дверный лимузин, 124кБ). Буква R - международный код Румынии.
   2551-B (Додж седан 1937-1938 годов, 119кБ).
   2688-B (Додж седан 1933 года, 106кБ).
   2787-B (Нэш седан 1930-1931 годов, 188кБ).
27к фото Бюик кабриолет 1939 года    2882-B (ФИАТ спайдер, 54кБ).
   3019-B (ДКВ СБ250 без коляски, 176кБ).
   3771-B (Аэро-30 кабриолет, 28кБ).
   4268-B (Крайслер-70 седан 1930 года, 273кБ).
   4336-B (Хорьх-853 кабриолет, 199кБ).
   4455-B (Шевроле седан, 77кБ).
   4498-B (Форд Б седан 1932 года, 60кБ).
   4577-B (Нэш 1930-1931 годов, 81кБ).
   4603-B (Бюик 1939 года кабриолет с европейским кузовом, 27кБ).
   4739-B (Грэхэм седан 1933-1934 годов, 282кБ).
   R 4932-B (Крайслер Аирстрим седан 1935 года, 145кБ). Буква R - международный код Румынии.
   5912-B (Форд А родстер с тёщиным местом 1928-1929 годов, 129кБ).
   6167-B (Мерседес-Бенц 170Фау кабриолимузин, 67кБ).
   6521-B (Адлер Трумпф 1,7-Литер 4-просветный кабриолет фирмы Карманн 1937 года, 1937, 45кБ).
   7005-B (Мерседес-Бенц 290 4-просветный лимузин, 110кБ).
   8016-B (Опель-Олимпия ОЛ38 2-дверный лимузин, 109кБ).
   8388-B (БМВ-328, 80кБ).
   Такси - Tx 1929-1945, в Бухаресте им выделен диапазон 10.000 - 12.999.
   Tx 10.133-B (ФИАТ седан, 282кБ).
   Tx 10.150-B (Бюик седан 1937 года, 107кБ).
   Tx 10.156-B (Плимут седан 1933 года, 107кБ).
   Tx 10229-B (Крайслер седан 1931 года, 174кБ).
   Tx 10540-B (Бюик седан 1928 года, 95кБ).
   Tx 10.757-B (Нэш фаэтон 1926 года, 390кБ).
   Tx 11.047-B (Нэш седан 1929 года, 108кБ).
   Tx 12.631-B (Додж седан 1934 года, 80кБ).
   Tx 12.734-B (Бюик фаэтон 1929 года, 171кБ).
   Рейсовые автобусы - тоже Tx 1929-1945, в Бухаресте им выделен диапазон 15.000 - 15.999.
   Tx 15-098-B (Шевроле 1936 года автобус с румынским кузовом, 45кБ).
   Tx 15.506-B (Шевроле автобус с румынским кузовом, 164кБ).
   Дипломатические номера (CD = Corps Diplomatique)
   CD 4061-B (Адлер-Трумпф-Юниор кабриолимузин, 162кБ).
   CD 6102-B (Бюик седан 1938 года, 1940, 34кБ).
   Временный номер (начинается на 0)
   0.706-B (Форд В8 тюдор 1934 года, 185кБ).
Buzău (Бузэу) - Bz
   229-Bz (Интернационал Д бортовой 1937-1939 годов, 1943, 90кБ).
Cahul (Кагул) - Ch, 11 XI 1918 - 28 VI 1940 и 1941 - 24-26 VIII 1944; в 1940-1941 и с 1944 - в Молдавской ССР.
Călăraşi (Кэлэраши) - C.L
   Такси - Tx
   Tx-165-C.L (Шевроле туринг 1928 года, 68кБ).
Câmpulung-Muscel (Кымпулунг-Мусчел) - CpL
   ?00-CpL (Форд А, 117кБ).
Câmpulung-Moldovenesc (Кымпулунг-Молдовенеск) - C-Lg
   111-C-Lg (ГАЗ-67 1942-1948 годов, 154кБ). Вряд ли снято до 1945.
Caracal (Каракал) - Cr
   198-Cr. (Мерседес-Бенц 170Фау кабрио-лимузин, 135кБ).
Cernăuţi (Черновицы) - Cţi, 11 XI 1918 - 28 VI 1940 и 5 VII 1941 - 29 III 1944; в 1940-1941 и с 1944 - в Черновицкой области СССР.
   30-Cţi (Шевроле 4-дверный седан 1938 года, 89кБ).
   155-Cţi (Форд В8 седан 1938-1939 годов, 169кБ).
Cetatea Albă (Четатя-Албэ, Аккерман, Белгород-Днестровский (с 9 VIII 1944)) - C.Al, 27 XI 1918 - 28 VI 1940 и 28 VII 1941 - 2 VIII 1944; в 1940-1941 и с 1944 - в СССР.
Chişinău (Кишинёв) - Chş, 11 XI 1918 - 28 VI 1940 и 17 VII 1941 - 24 VIII 1944; в 1940-1941 и с 1944 - в Молдавской ССР.
Cluj (Клуж) - Clj, 1918-1940 и с 1944, в 1940-1944 - в Венгрии
   484-Clj (Ситроен 15ЦВ берлин 1933 года, 90кБ).
Constanţa (Констанца) - Cţa или Cta
   2-Cţa (Додж седан 1936 года, 120кБ).
   4-Cţa (Бюик седан 1939 года, 252кБ).
   64-Cţa (Крайслер Роял седан лимузин 1939 года, 378кБ).
   76-Cta (Крайслер 1931 года, VII 1937, 157кБ).
   1102-Cţa (какая-то сборная солянка, 213кБ).
   Рейсовые автобусы - Tx
   303-Cta TX (Форд АА 2-й половины 1931 года автобус с румынским кузовом, 160кБ). Автобусы с Tx над номером тоже были, их даже было больше.
   Такси - тоже Tx
   TX 42-Cţa (Де Сото седан, 176кБ).
   TX 412-Cta (Опель-Капитан 4-дверный лимузин, 168кБ). Буквы TX - не чёрные. Вероятно, красные.
Craiova (Крайова) - Cv
   809-Cv. (Шевроле фаэтон 1928 года, 61кБ).
   935-Cv. (неустановленное американское купе с тёщиным местом, 45кБ).
   Такси - Tx
   Tx-977-Cv. (Понтиак седан 1928 года, 154кБ).
Dej (Деж) - Dej или Dei, 1918-1940 и с 1944, в 1940-1944 - в Венгрии
   65-Dei (неустановленный фаэтон, 30кБ).
Deva (Дева) - Dv
   1-Dv (Форд фордор 1933 года, 48кБ).
   1-Dv (Додж седан 1936 года, 56кБ).
   324-Dv (Форд фордор 1942 года, 27кБ).
Diciosânmartin (Дичиосынмартин) - D-in, до 1926; с 1926 центром жудеца Алба стал Блаж, хотя Дичиосынмартин всё ещё центр на карте 1930 года(!)
Dorohoi (Дорохой) - Dr
   103-Dr (Эссекс седан 1929 года, 159кБ).
Făgăraş (Фэгэраш) - Fgş
Fălticeni (Фэлтичени) - Flt
   95.Flt (Шевроле фаэтон 1928 года, 120кБ).
Focşani (Фокшаны) - Fş или Fs
   81-Fs (Адлер-Трумпф-Юниор кабриолимузин, 84кБ).
Galaţi (Галац) - Gl
Giurgiu (Джурджу) - Gg
   122-Gg. (Крайслер 1930 года, 178кБ).
Hotin (Хотин) - Ht, 11 XI 1918 - 28 VI 1940 и 6 VII 1941 - 3 IV 1944; в 1940-1941 и с 1944 - в Молдавской ССР.
   3-Ht (Мерседес-Бенц 170Фау 4-дверный лимузин, вилла Мажестик, Слэник-Молдова, 50кБ).
Huşi (Хуши) - Hş
Iaşi (Яссы) - Is, Iş, на послевоенных попадаются и Is, и IS.
   2-Iş. (Ситроен 6 берлин 1930-1931 годов, 281кБ).
   308-Is. (Кадиллак фаэтон 1923-1924 годов, 398кБ).
   308-Iş.RM. (Кадиллак фаэтон 1923-1924 годов, 398кБ). Буквы RM - международный код Румынии до 1930 года, в 1931-1980 - R, с 1980 - RO.
   139-Is (Форд В8 фордор 1934 года, 203кБ).
Ismail (Измаил) - IS
   116-Is (Рео Спидвагон автобус с румынским кузовом, 63кБ).
Lugoj (Лугож) - Lgs (S - жудец Severin) или Lgj (Lgi), смена Lgs на Lgj произошла между 1932 и 1934 годами
   Lgs.-15 (неустановленный мотоцикл с коляской, 198кБ).
   31-Lgj (Ф.Н. без коляски, 225кБ).
   73-Lgs (БМВ Р42 1926-1928 годов без коляски, 114кБ). Красная V на номере - штамп-разрешение ездить в военное время.
   556-Lgj (Линкольн седан 1934 года, 53кБ).
   671-Lgi (Опель-Блитц 1,5-тонный санитарный, 243кБ).
Miercurea Ciuc (Меркуря-Чук) - MrC, 1918-1940 и с 1944, в 1940-1944 - в Венгрии.
   135-MrC (Крайслер 1933 года, 1937, 90кБ).
Odorhei (Одорхей) - Odh, 1918-1940 и с 1944, в 1940-1944 - в Венгрии
   Odh-50 (ФИАТ-501 фаэтон, 57кБ).
Oradea (Орадя) - Ord, 1918-1940 и с 1944, в 1940-1944 - в Венгрии, а южная часть жудеца Бихор носила номера Bei (Беюш).
Oraviţa (Оравица) - Orv
   112-Orv (Форд-В8 американский (1938-1939) или немецкий (1939-1942) автобус с румынским кузовом, 166кБ).
   157-Orv (Форд-АА 1,5-тонный бортовой 1928-1929 годов, 203кБ).
   174-Orv (Шевроле фаэтон 1930 года, 196кБ).
Orhei (Орхей, Оргеев) - Oh, 11 XI 1918 - 28 VI 1940 и 15 VII 1941 - 7 IV 1944; в 1940-1941 и с 1944 - в Молдавской ССР.
Piatra Neamţ (Пьятра Нямц) - PN
   64.PN (Харлей-Дэвидсон Ф 1915 года без коляски, 1923, 73кБ).
Piteşti (Питешти) - Pt
Ploeşti (Плоешти) - Pl
281к фото Нэш фаэтон 1929 года    141-Pl (Форд-А фаэтон 1928-1929 годов, 77кБ).
   777-Pl (Бюик фаэтон 1926-1927 годов, 48кБ).
   945-Pl. (Нэш фаэтон 1929 года, 281кБ).
   1582-PL (Жиллет без коляски, 90кБ).
   2062-Pl. (Понтиак седан 1928 года, 94кБ).
   2261-Pl (Саролея без коляски, 102кБ).
   142-Pl (Бюик седан 1936 года, 183кБ).
   248-Pl (Шкода Популяр ОХВ кабриолет-тюдор, 119кБ).
   535-Pl (Форд В8 фордор 1937 года, 111кБ).
   1648-Pl (ФИАТ фаэтон, IX 1938, 60кБ).
   2296-Pl (Мерседес-Бенц 200 кабриолет Ц, 110кБ).
   2.431-Pl (Плимут седан 1933 года, 98кБ).
   2695-Pl (Форд А тюдор 1930 года, 101кБ).
   2747 Pl (Пух-125 без коляски, 135кБ).
   2815-Pl (Саролея с коляской, 79кБ).
Rădăuţi (Рэдэуци, Радовцы) - Rdţ, c 1918; до 1918 - в Австро-Венгрии
Râmnicu-Sărat (Рымнику-Сэрат) - Rm.S
   8-Rm.S (Нэш седан 1938 года, 78кБ).
Râmnicu-Vâlcea (Рымнику-Вылча) - RmV.
   290-RmV. (Шевроле туринг 1927 года, 117кБ).
Roman (Роман) - Ro
   23-Ro (ФИАТ фаэтон, 78кБ).
   81-Ro. R (неустановленный мотоцикл без коляски, 24кБ). Вторая R - международный код Румынии.
Satu Mare (Сату-Маре) - St.M, 1918-1940 и с 1944, в 1940-1944 - в Венгрии
Sfântu-Gheorghe (Сфынту-Георге) - StG, 1918-1940 и с 1944, в 1940-1944 - в Венгрии
   52-StG (Шевроле туринг 1927 года, 134кБ).
Sibiu (Сибиу) - Sib
   Sib.40 (Харлей-Дэвидсон Ф 1921 года с коляской, 7 VIII 1921, 173кБ, 141кБ).
   781-Sib. (Заурер автобус, 63кБ). Это заводской, а не рейсовый автобус, поэтому в номере нет Tx.
Sighet (Сигет) - Sgt, 1918-1940 и с 1944, в 1940-1944 - в Венгрии.
Silistra (Силистра) - Sl, 29 IX 1918 - 7 IX 1940, передана Болгарии по Крайовскому соглашению.
Sighişoara (Сигишоара) - Sgs
   Sgs-122 (Форд-А фордор 1928-1929 годов, 1929, 45кБ).
   393-Sgs (Линкольн(?) седан, 24кБ).
Slatina (Слатина) - ST
Soroca (Сорока, Сороки) - Sor, 11 XI 1918 - 28 VI 1940 и 15 VII 1941 - 17 III 1944; в 1940-1941 и с 1944 - в Молдавской ССР.
Storojineţ (Сторожинец) - Stj, 1918 - 28 VI 1940 и 5 VII 1941 - 29 III 1944; в 1940-1941 и с 1944 - в Черновицкой области СССР.
   20-Stj (Шевроле 1,5-тонный фургон 1929-1930 годов с румынской кабиной и кузовом, 168кБ).
Suceava (Сучава) - Suc
   3-Suc (Шевроле автобус 1929-1930 годов, 28кБ).
   4-Suc (Бюик седан 1939 года, 30кБ).
Târgovişte (Тырговиште) - Tg
   149-Tg (Додж Виктори 6 родстер с тёщиным местом 1928-1929 годов, 178кБ).
   52-Tg (Бюик седан 1936 года, 89кБ).
Târgu-Jiu (Тыргу-Жиу) - TgJ или TgJIU
   2-Tg.JIU (Крайслер Аирфлоу купе 1936 года, 73кБ).
   24-TgJ (Форд В8 тюдор 1933 года, 179кБ).
Târgu-Mureş (Тыргу-Муреш) - Tg.M, 1918-1940 и с 1944, в 1940-1944 - в Венгрии.
Tecuci (Текучи) - Tc
Tighina (Тигина, Бендеры) - Tgh, 11 XI 1918 - 28 VI 1940 и 23 VII 1941 - 23 VIII 1944; в 1940-1941 и с 1944 - в Молдавской ССР.
Timişoara (Тимишоара) - Tmş
   514-Tmş (Крайслер фаэтон 1924-1927 годов, 35кБ).
   1232-Tmş (Опель-Олимпия ОЛ38 кабриолимузин 1938-1940 годов, 121кБ).
   1718-Tmş (Бюик фаэтон 1929 года, 105кБ).
   1322-Tmş (Бюик фаэтон 1928 года, 93кБ).
Tulcea (Тулча) - Tl
   58-Tl (Ф.Н. без коляски, 120кБ).
Turda (Турда) - Trd.
   Trd.26 (Шевроле фаэтон 1927 года, 130кБ).
   Trd-106 (Форд-А бортовой 1928-1929 годов с румынской кабиной и кузовом, Виоара, 29 VI 1930, 236кБ).
   281-Trd. (Прага-Альфа фаэтон 1926 года, 154кБ).
Turnu-Măgurele (Турну-Мэгуреле) - Tr.M
   ?4-Tr.M (Ганомаг-1300 1939-1943 годов, 182кБ). Возможно, послевоенная фотография, - уж очень усталая машина.
Turnu-Severin (Турну-Северин) - Tr.SN, Tr.S
   Tr.S.N.2 (неустановленный фаэтон, 73кБ).
Vaslui (Васлуй) - Vs
Zalău (Залэу) - Zal, 1918-1940 и с 1944, в 1940-1944 - в Венгрии

Guvernământul Transnistriei (Губернаторство Транснистрия) - Ods, VIII 1941 - VIII 1944, оккупированные Румынией советские территории, столица - Одесса, см. карту
Мне известен только код Одессы, да и то номер 1 губернатора. Не уверен, что в остальных жудецах Губернаторства вообще были местные гражданские автомобили, если в самой Румынии в сельских жудецах были считанные единицы автомобилей. Что уж говорить о завоёванных советских территориях, на которых зверствовал тот самый губернатор, казнённый в 1946-м вместе с Антонеску.
Ananiev (Ананьев) - ?
Balta (Балта) - ?
Berezovca (Берёзовка) - ?
Dubăsari (Дубоссары) - ?
Golta (Голта, Первомайск) - ?
Iampol (Ямполь) - ?
Oceacov (Очаков) - ?
Odessa (Одесса) - Ods
   Tr-1-Ods (Кадиллак лимузин 1937 года губернатора Транснистрии, Одесса, у Воронцовского дворца, 1942-1943, 131кБ).
Ovidiopol (Овидиополь) - ?
Râbniţa (Рыбница) - ?
Şmerinca (Жмеринка) - ?
Tiraspol (Тирасполь) - ?
Tulcin (Тульчин) - ?
Румыны оккупировали больше, например, их войска занимали весь западный Крым, - Евпаторию, Саки и Черноморск, но, видимо, там была только военная администрация.

На автомобилях королевского гаража на номере была только корона.
   Корона (Испано-Сюиза фаэтон, король Кароль II, 1937, 104кБ).

Номера с литерой W
Использовались на ещё не проданных машинах и машинах, находящихся в ремонте.

   W.198 Bd (Мерседес-Бенц 170 лимузин, Бырлад, 201кБ).
   1933 W-6516 B (Моррис-Коммершиал бортовой, Галац (номер бухарестский), 1933-1934, 59кБ, номер крупнее, 4кБ).
   W2509-Sib (неустановленный бортовой грузовик, Сибиу, 98кБ).

   Права на управление автомобилем (1927, 56кБ).

Извозчик, год и жудец неизвестны.

   174-Tx. (извозчик, 175кБ).

Армейские номера

Великая война
   Без номера (Рено платформа, 59кБ).
   M.R. D 2746 (бортовой грузовик, M.R. = Ministerul de Război (Министерство разбоя, военное, то есть), 59кБ).

Между войнами и Вторая мировая война, номера начинаются на O или на UO. Эта буква О обычно рисовалась, как цифра.
340к фото Б.С.А. с коляской 1928-1932 годов    O3743 (Б.С.А. с коляской 1928-1932 годов, 340кБ).
   O6197 (Опель-Олимпия ОЛ38 кабрио-лимузин 1938-1940 годов, 285кБ).
   022330 (ФИАТ 508М, 189кБ).
   055065 (немецкий армейский 3-тонный Форд 1939-1942 годов, Бырлад, 72кБ).
   U-018424 (Форд-В8 1939 года, 234кБ).
   U022017 (Опель-Супер 6 кабриолет, румыны (уже союзники) в Богемии и Моравии, Вестин, пансион Жлебы, 1945, 59кБ).
   U 033452 (американский Форд-В8 тюдор 1933 года, 87кБ).
   U-O41915 (Татра-92 1937-1940 годов, 31кБ).
   U048710 (немецкий Форд-Таунус 1939-1942 годов, Бырлад, 63кБ).
   U-066711 (Темпо, 12кБ).
   U-067281 (немецкий Форд В8 фордор 1935-1936 годов, 127кБ).
   [U?]011522 (румынский танк, 31кБ).
В отличие от наших и немецких танков, на румынских были автомобильные номера, как и у французов.

   Военные права на управление автомобилем (1939, 207кБ, обложка, 154кБ).

Овальные номера Это временные номера Германии
Сразу признаюсь, я не знаю, что это за номера, но давайте порассуждаем. Внизу три фотографии двух машин. У машин стёкла фар закрашены до щелей, у обеих немецкая фара потайного света Notek, значит, снято во время войны. Обе машины мощные, довольно новые, при этом они - популярных марок и самого распространённого тогда чёрного цвета, то есть не выделяющиеся в потоке. У Форда поставлена фара-искатель. Несмотря на фронтовые фары, все люди на фотографиях в штатском, я бы даже сказал - в штатской униформе. Тайная полиция Сигуранца? Смущает слишком большое число 5880. Впрочем, никто не обещал соблюдать порядковую нумерацию.
   2769 (Мерседес-Бенц-320 или 340 лимузин 1937-1942 годов, 36кБ).
   5880 (американский Форд В8 Делюкс фордор 1939 года, 203кБ и 70кБ).

Велосипедные номера

   Полиция Бухареста 405 (1937, 271кБ).
   Сибиу 4919 (1940, 267кБ).

Источники информации и фотографий, литература и благодарности за помощь:
Архив автора.
Francoplaque.
"Registration Plates of the World", Neil Parker, John Weeks, Reg Wilson, Europlate, 3rd edition.
Plăcuţele de înmatriculare a vehiculelor din România.
eBay.
Архив Зоры Ондровой.
Спасибо за помощь историку мотоциклов Евгению Певзнеру, Москва!

Вход    Галерея   Номерные знаки    Магазин   Ссылки

Последняя правка 20 VII 2022. Андрей Богомолов. Контакт.