- Извозчик, свободен?
- Свободен.
- Кричи "Да здравствует свобода!"
(шутка революционных дней
Константина Васильевича
Островитянова, будущего
вице-президента АН СССР)
Номера у извозчиков в Москве появились предположительно в 1850-1860-х годах. У крестьянских телег, молочных и водовозных бочек, барских карет номеров не было, - только у извозчиков. Знаки были для легковых (лехковых) и ломовых, т.е. грузовых, извозчиков. Зимой номера перевешивались на сани.
Номер закреплялся за извозчиками навсегда, поэтому, чем меньше номер, тем опытнее извозчик. Номера мужиков, давно забросивших извозное дело, больше никому не выдавались. Отсюда и невероятно большие номера у новичков извоза. Однако, эта система выдачи номеров не могла обойтись без обновлений, - вряд ли извозчик №1461 1914 года работал аж с 1876 года.
Закончились эти номера вместе с самими извозчиками во 2-й половине 1930-х годов.
1929 (по 1 апреля 1930) 4934 (легковой извозчик, размер 132 х 90 мм, 54кБ). 1926 (по 1 апреля 1927) 20119 (ломовой извозчик, размер 115 х 90 мм, 222кБ). 1925 тёмный номер на дальнем экипаже (Никольская улица, 111кБ). 1919 ?670 (наводнение на Кадашёвской набережной, 271кБ). 1914 1461(?) (Малый Кисловский переулок, 177кБ). 1908 виден кусочек номера сбоку на облучке (наводнение на Садовнической улице, 177кБ). 1903 4601 (Кремль, 170кБ). 1898 номер на облучке (169кБ). 1896 10398? (311кБ). 3111 (630кБ и 323кБ). 1893 (по 1 мая 1894) 10046 (56кБ). 1881 9824 (легковой извозчик, 14кБ). 1876 16014 (легковой извозчик, 55кБ). 1872 (этот номер продавался в Клину, но в Клину не 15576 извозчиков, и на номере такое же клеймо, как на знаке 1876 года) 15576 (легковой извозчик, 44кБ).