Галерея автомотостарины.
Номерные знаки СССР,
Ленинград до 1932 года.
Номера до 1932 года
До 1932 года в каждой области/губернии были свои собственные номера для автомобилей, мотоциклов, извозчиков и велосипедов. Номера в разные годы выдавались на полгода или на год и отличались цветом и формой. Датированных точно фотографий мало, поэтому прошу указывать мне на ошибки, которые здесь наверняка есть.
Автомобильные номера
В первой половине 1932 года вся страна переходила на номера общесоюзного стандарта (см. выше). Какое-то время на улицах были и старые, и новые номера.
1932, первая половина года (тёмные на светлом)
888 (Бюик седан 1928 года, атланты на улице Халтурина, 1932, 536кБ).
814 (Бюик фаэтон 1930(?) года, Смольный, 1932, 190кБ).
1931 (светлые на тёмном)
49-48 (Форд-АА бортовой 1931 года, площадь Урицкого, 7 XI 1931, 73кБ).
3-10 (Бюик фаэтон 1930(?) года, фабрика-кухня на 24-25 линии Васильевского острова, 1931, 298кБ).
87 и 2-33 (Бюик фаэтон 1929 года и неустановленный фаэтон, Смольный, 429кБ).
1930 (тёмные на светлом)
2890 (Форд-АА бортовой 1928-1929 годов, Лесотехническая академия, Институтский переулок, 1930, 89кБ).
2361 (Форд-А такси 1928-1929 годов, гостиница "Европейская", улица Лассаля, 1930, 63кБ).
2109 (Я-4 бортовой, проспект 25 Октября, 1930, 82кБ).
1171 (Чендлер фаэтон 1926 года, 1930, 80кБ).
1164 (Форд-А фаэтон 1928-1929 годов, Гребной клуб на Крестовском острове, VII 1930, 129кБ).
1930 (светлые на тёмном), вероятно смена номеров была в середине года или где-то ошибочные датировки
1229 (ФИАТ санитарный, 1930, 107кБ).
1929 (светлые на тёмном)
709 (Коммер-кар пожарный, пожарная часть имени Ленина, площадь Белинского, 1929, 76кБ).
708 (Рено пожарный, пожарная часть имени Ленина, площадь Белинского, 1929, 284кБ).
147 (Росс-Карриер портальный лесовоз, 1929, 47кБ).
3-В (военный?, Паккард фаэтон, правый пассажир - Михаил Иванович Калинин, площадь Урицкого, 1928-1931, 109кБ).
1929 (тёмные на светлом), вероятно смена номеров была в середине года, или где-то ошибочные датировки
730 (Паккард пожарный, пожарная часть на Больше-Охтинском проспекте, 1929, 356кБ).
122 (Маннесманн-Мулаг автобус, проспект 25 Октября, 1929, 258кБ).
1928 (тёмные на светлом)
750 (фаэтон Новодеревенской пожарной части, X 1928, 62кБ).
591 (ФИАТ-512 фаэтон, площадь Урицкого, 1928, 106кБ).
567 (Уайт-ТАД бортовой, 1928, 71кБ).
534 (Заурер бортовой, площадь Урицкого, 1928, 91кБ).
156/Ч (частный) (ФИАТ у Гостиного двора, VIII 1928, 144кБ).
1927 (тёмные на светлом)
740 и 741(?) (Федерал и Паккард пожарные, со знаменем Александр Ипатович Платонов, пожарная часть на улице Остоумова, 1927, 87кБ).
1926 (светлые на тёмном)
1568 (АМО-Ф15 санитарный, Ленинградский губернский отдел здравоохранения, улица Пролеткульта, 1, 1926, 89кБ).
415 (Опель ландоле, Демидов переулок, 1926, 97кБ).
415 (Опель ландоле, Демидов мост, 1926, 83кБ).
213 (Русско-Балтийский фаэтон, улица Лассаля, 1926, 62кБ).
21? (ФИАТ-512 фаэтон, площадь Урицкого, 1926, 93кБ).
???? (ФоМАГ автобус, 1 IX 1926, 45кБ).
7 XI 1925 (тёмные на светлом)
1477 (Паккард бортовой, 7 XI 1925, 251кБ).
1 V ... 6 IX 1925 (светлые на тёмном)
947, 948 (Остин и Джеффери-Квад, 1 V 1925, 76кБ).
932 (неустановленный грузовик, 11-й МЮД, проспект 25 Октября, 6 IX 1925, 114кБ).
828 (пожарный грузовик у Пожарного отдела, набережная реки Мойки, 1925, 164кБ).
462 (Берлие, завод "Баррикада", 1925, 86кБ).
455 (Аполло бортовой, Тихвинская улица, 1925, 69кБ).
300 (Пежо-Бебе, реклама к фильму "Мишки против Юденича", 1925, 101кБ).
114 (Рено фаэтон, в центре - Григорий Евсеевич Зиновьев, проспект Рошаля, 1925, 80кБ).
07 (бортовой грузовик, проспект Володарского, 1925, 74кБ).
Номера автопробега:
31 (Бюик фаэтон, площадь Урицкого, 1925, 86кБ).
36 (Бюик фаэтон, площадь Урицкого, 1925, 90кБ).
1924 (тёмные на светлом)
592 (Рено фаэтон, проспект 25 Октября после наводнения 23 IX 1924, всплыла торцевая деревянная мостовая, 97кБ, номер крупнее, 13кБ).
497 (Уайт бортовой, 18 IX 1924, 78кБ).
1924 (светлые на тёмном)
1382, 1110, 614, 812 (фаэтоны у Смольного, 1924, 311кБ).
118 (фаэтон, площадь Урицкого, 1924, думаю, что здесь 1925, 35кБ).
28 (неустановленный грузовик уголовного розыска, набережная реки Мойки, 1924, 245кБ).
1923 (светлые на тёмном)
1514 (фаэтоны у Пожарного отдела, набережная реки Мойки, 1923, 82кБ).
1367 (Паккард бортовой, Троицкая улица, 1923-1924, 75кБ).
1923 (тёмные на светлом)
127(?) (Маннесманн-Мулаг автобус с кузовом немецкой фирмы Тальбот, 78кБ).
1922 (тёмные на светлом)
1145 (Уайт бортовой, улица Лассаля, 1922, 231кБ).
409 (Гочкисс фаэтон, площадь Урицкого, 1922, 81кБ).
268 (и за стеклом уже номер, полученный на следующий период(?) 386) (неустановленное ландоле, улица Лассаля, 1922, 231кБ).
1921 (светлые на тёмном)
Номер неразличим (Бенц(?) фаэтон, 18кБ).
13 VI 1920 "Декрет о номерных знаках" ввёл передние номерные знаки. Впрочем, до 1926 на некоторых грузовых автомобилях передних номеров не видно. До 1920 года требовались только задние знаки.
1920 (светлые на тёмном)
305 (неустановленное ландоле, Дворцовая набережная, 1 V 1920, 74кБ).
1919 (тёмные на светлом)
1?13 (Форд-Т фаэтон, Самуил Борисович Кучеров, комиссар штаба Северного фронта, площадь Урицкого, 1919, 205кБ).
У машин из царского гаража номеров не было.
1917 (эти круги на борту похожи на гаражные номера)
16 (Уайт бортовой, X 1917, 117кБ).
13 (СПА бортовой, 3-5 VII 1917, 89кБ).
1916
Водительские права Андрея Васильевича Смолова (15 XII 1916, 129кБ, 190кБ, 215кБ, 192кБ, 196кБ, 196кБ, 192кБ, 150кБ)
и членская книжка Союза шофферов и автомобильных техников (III 1917, 115кБ, 138кБ, 87кБ, 86кБ).
7041, водительские права на автомобиль номер 7041, 67кБ.
1915, обратите внимание, что требовалось два задних знака - табличка и ночной ацетиленовый фонарь с прорезанными цифрами. Вероятно, по этой причине само числовое значение номера конкретного автомобиля не менялось при ежегодной смене типов номерных жестянок.
1914-1915 (по 1 Апр. 1915, светлые на тёмном, овальные)
17 (Даймлер-Мариенфельде бортовой, приём гражданских грузовиков для армии, Зверевский проезд, 1914, 478кБ).
Номер 7 (неустановленное ландоле, пленные на Невском, 27 III 1915, 118кБ).
водительские права Эйно Рахъя, связного Ленина (2 IV 1914, 74кБ).
1913-1914 (по 1 Апр. 1914, белые на чёрном, прямоугольные)
1615 (неустановленное ландоле, Екатерининский канал, 180кБ).
1000 (42кБ).
244 (Опель-5/10 Л.С. великого князя Александра Михайловича, дворец великой княжны Ксении Александровны, слева - Мойка и арка Новой Голландии, 1913, 211кБ).
На 1 VII 1913 было 2069 автомобилей (119кБ).
Статистика по Петербургу 1913 года и 1910-1913 (167кБ).
1912-1913 (по 1 Апр. 1913, тёмные на светлом, овальные)
299 (фонарь более древний - 2-99) (неустановленное ландоле, Московское шоссе, 1913, 234кБ).
58-Т (у такси инверсные цвета номера) (Гаггенау ландоле, Эрмитаж, Миллионная улица, 1912, 860кБ). Старший известный мне номер такси на 1912 год - 430-Т.
права шоффера (117кБ). В документе явно указана дата 24 февраля 1913 года, но имя Петроград появилось в августе 1914. Возможно, это дубликат взамен утерянных прав.
1911-1912 (по 1 Апр. 1912, светлые на тёмном, прямоугольные)
1001 (неустановленное ландоле, 100-летие Казанского собора, 15 IX 1911, 63кБ).
165 (Бенц дубль-фаэтон, старт автопробега Петербург - Москва - Владивосток - Япония - Америка, Троицкая улица, 24 IV 1911, 305кБ).
МАРIЯ (Гаггенау бортовой Северного товарищества промышленности и торговли, Малая Посадская улица, 1911, 178кБ). Имя собственное вместо номера, грузовиков было мало. По данным Станислава Кирильца обе машины - немецкой марки Гаггенау, у дальней машины было имя Николай.
Без переднего номера (Вулзли-Сиддли, гараж Северного товарищества промышленности и торговли, Малая Посадская улица, 1911, 92кБ).
1910-1911 (по 1 Апр. 1911, белые на синем, овальные)
423 (просто номер, 117кБ).
Статистика по Петербургу 1910 года: лист (161кБ), лист (179кБ), лист (139кБ), лист (119кБ).
1908
Без переднего номера (Бразье перед пробегом Петербург - Париж - Вена - Петербург, VIII - IX 1908, 84кБ).
Водительские права (1908, 61кБ) и связанная с ними справка 1910 года: лист 1 (57кБ), лист 2 (40кБ).
1904
По данным Станислава Кирильца все 14 почтовых Лесснеров получили бесплатные номера от 1-Б до 14-Б и сохраняли эти сочетания по крайней мере до 1910 года.
Предположу, что эта Б в номерах появилась в 1904-м, и тогда же в Петербурге до 1920 года отменили передние номера.
4-Б (Лесснер почтовый, год неизвестен, 129кБ).
1903
233(?) (Де-Дион-Бутон Главного полицейского управления, Петербург, Ушаковская улица, 27, 26 X 1903, 329кБ).
1902
Без переднего номера (Фрезе-Дион перед Главным штабом, 1902, 174кБ).
1901
По данным Станислава Кирильца в Петербурге было 80 зарегистрированных автомобилей.
1898
Без переднего номера (Бенц-Виктория в окрестностях Петербурга, 1898, 233кБ).
Год не установлен
Шофферъ 464 (дореволюционная бляха петербургского шоффера-профессионала, 67кБ).
Мотоциклетные номера
(1931), но скорее всего, 1930 (тёмные на светлом)
44 (опубликовано в 1931, 142кБ).
1930, тот же стандарт (тёмные на светлом)
104 (Л-300 "Красный Октябрь", сентябрьский номер 17-18 "За рулём", 49кБ).
1929 поздний (светлые на тёмном, прямоугольные)
64 и 107 (БСА-500 и Харлей-Дэвидсон-БА 1928-1929 годов, мотопробег Ленинград - Москва, зима 1929, 38кБ).
1929 ранний (светлые на тёмном, овальные)
78 (БСА, 1929, 128кБ, номер крупнее, 11кБ).
1928 (тёмные на светлом)
77, 106, 2 (два Харлея-Дэвидсона и неустановленный мотоцикл, 29 VII 1928, номер 5 "За рулём", 172кБ).
1926 (если только это не гаражный номер)
30 (Индиан Чиф 1924 года почтовый, Ленинград, 1926, 135кБ).
1925 (светлые на тёмном)
три номера видны, если приглядеться (11 X 1925, 85кБ). На самом правом и на двух слева.
1916 или 1917 (светлые на тёмном, прямоугольные)
491 (Тор 1916-1917 годов, 87кБ).
В начале века у велосипедов и мотоциклеток были одинаковые номера (см. страницу велономеров).
Источники фотографий и информации:
Архив автора.
Государственный Каталог Музейного Фонда Российской Федерации.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Коллекция Петра Шляхина.
Знания Станислава Кирильца. Спасибо за помощь!
Фото Branson DeCou.
babs71.livejournal.com.
Фото Н.Н. Ольшевского.
Фото Бориса Игнатовича.
Альбом "Ленгорздравотдел, автобаза скорой помощи, 50 лет советской власти, 1917-1967".
Семейный альбом Альбины Владимировой ("740" 1927 года).
Фото Якова Владимировича Штейнберга.
Сибирский распил. Куда исчез золотой запас Российской империи.
Автомобильный пробег Москва-Петербург. 1907.
1911. Автомобильный пробег Петербург - Москва - Владивосток - Япония - Америка.
Алексей Клишин (Москва).
Петербург - Узнай место.
Острова Петроградской.
Фото Карла Карловича Буллы.
Фото Андрея Данилина из семейного альбома его дочери Лидии Андреевны Данилиной.
"Русскiй туристъ", 1901.
Архив Александра Федотова (Ленинград).
Автобусный транспорт.
avto-nomer.ru.
Архив Алексея Рязанцева (Ленинград).
Avito.ru.
Магия Ретро.
Юла.
Auto.ru.
ГрузовикПресс.ru.
Auction.ru.
kapuchin.livejournal.com.
avp23649.livejournal.com.
Архив журнала "За рулём".
Веломузей Андрея Мятиева (Москва).
Коллекция Алексея Попова (Рига).
Коллекция Виктора Демина.
Архив и фото Виктора Трофимовича Лаптева и Екатерины Алексеевны Лаптевой, выложенные Леонидом Фельдманом.
Петербург. Время и место.
Архив И.И. Халтурина.
Наш фотоархив - в основном фотографии Виталия Ивановича Халтурина, размещённые его дочерью Зоей.
Фильм "Катька - бумажный ранет", Совкино, 1926.
Санкт-Петербургское общество велосипедистов-любителей.
Культурный центр ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
"Искры", №35, 7 IX 1908.
Citywalls. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга.
Музей политической истории России.
Bidspirit.
Вход
Галерея
Номерные знаки СССР
Ленинград Ссылки
Последняя правка 9 XI 2025. Контакт. Андрей Богомолов.