конвейер ГАЗа, линия
шашечек короче, не
уходит за заднюю
дверь, III 1958, 85k |
НР 40-13,
Новосибирск, 113k |
ЛЖ 62-48,
Ленинград, 142k |
10-11 ЛЕГ, Ленинград,
1961, 255k |
ЭЖ 14-79, Москва,
1959, 163k |
СО 54-90, Сочи, 210k |
12-04 СОЧ, Сочи, 63k |
заводская табличка,
1957, 162k |
"Волга" НР 40-13 со старой схемой шашечек выпущена в начале 1958, судя по номеру, а потому определена как ГАЗ-21А. Ленинградская "Волга" ЛЖ 62-48 - уже в схеме окраски 1958 года, с шашечками не только на дверцах, но и на капоте. С ГАЗа такси выходили с чистыми капотами, в Ленинграде шашечки дорисовывали в таксопарках, это особенности ленинградских такси. С 1964-го шашечки на капоте и багажнике рисовали сразу на ГАЗе. Обратите внимание, что у этой "Волги" вместо оленя на капоте так называемая капля, олени были только на ранних такси. В 1962 году олени и капли вообще исчезли с капота на всех выпускаемых "Волгах". В детстве я слышал от взрослых, что оленей перестали ставить, потому что при аварии он травмоопасен. Все ленинградские "Волги"-такси до 1960 года носили номерные знаки служебной серии ЛЖ. В 1960 эти номера заменили новыми, серии ЛЕГ для государственных автомобилей (см. фотографию 10-11 ЛЕГ), когда эта серия была исчерпана, таксомоторы стали получать номера серии ЛЕП. Обратите внимание на ранний таксометр ТА-49 образца 1949 года, он занимал место внизу в центре торпедо. ЭЖ 14-79 - московская машина. Серия ЭЖ была выделена исключительно таксопаркам. В отличие от других регионов, номера были не жёлтые с чёрными буквами и цифрами, а чёрные с белыми надписями, и в Москве требовался только задний номер, - считалось, что передний номер портит вид машины. В 1960-м все номера ЭЖ поменяли на номера нового стандарта серии ММТ, тоже чисто таксомоторной. И с этих пор передний номер стал обязателен. Серии ЭЖ и ММТ - говорящие, первая цифра указывала на номер таксопарка, вторая - на внутренний номер автоколонны. Когда таксопарков в Москве стало больше 10, новым таксопаркам выделили серию ММЛ, но правила нумерации остались, буква Л играла роль первой единицы в номере таксопарка. После успели начать серию МММ, но это уже про ГАЗ-24 такси, и не наша тема. В таксопарках номера передавались от списанной машины на новую, чего не допускалось на обычных автобазах.
Отличие ГАЗ-21А от ГАЗ-21А =) (для примера взяты базовые модели, не такси)
|
ГАЗ-21А
1957-1958 |
ГАЗ-21А
1958-1962 |
ГАЗ-21А, 1962-1963
ГАЗ-21Т, ГАЗ-21ТС,
1963-1970 |
Облицовка
радиатора,
эмблема,
подфарники
и передний
бампер |
звезда,
гладкий бампер, 249k |
вертикальные окна,
фигурный бампер,
249k |
мелкие брусья,
узкий бампер без
клыков, нижняя часть
в цвет кузова, 51k |
Птичка
багажника,
задние
фонари,
задний
бампер |
гладкие стёкла,
фигурный бампер, 77k |
красные цилиндры
катафотов
на стёклах (с II 1959),
фигурный бампер, 95k |
узкий бампер без
клыков, нижняя часть
в цвет кузова, 83k |
Старые фотографии ГАЗ-21А второй серии
ЭЖ 43-24, Москва,
18 X 1959, 123k |
Москва, 1961, 167k |
Москва, 1961, 192k |
73-44 ММТ, Москва,
1965, 290k |
Москва, 1966, 201k |
11-70 ЛЕГ,
Ленинград, 1962, 239k |
21-35 ЛЕГ, Ленинград,
1962-1963, 62k |
21-64 ЛЕГ,
Ленинград, 89k |
07-23 ИРВ, Братск
Иркутской обл., 283k |
28-70 ОГО,
Анатолий Папанов,
Дубровка, 72k |
73-44 ММТ, обратите внимание на шашечки на багажнике (на капоте они тоже есть). Их ввели и нарисовали в 1964 в московских таксопарках. Однако, по соседней машине видно, что по крайней мере 5-й таксопарк ещё в 1965 году этого не сделал. Шашечки на капоте в светлое время позволяли ловящим такси издалека заметить машину и успеть протянуть руку горизонтально в останавливающем жесте (почти исчезнувшем в наше время заказа такси по интернету). На фотографии, сделанной в Москве в 1966 году, интересна средняя машина. Чёрная точка над ветровым стеклом показывает, что там была антенна. То есть, это обычная ГАЗ-21И, попавшая на службу в такси и переоборудованная в таксопарке (на место радиоприёмника устанавливался таксометр), - такое встречалось не так уж редко. 21-35 ЛЕГ, - ещё одна ГАЗ-21И в одежде такси, у неё даже осталась антенна радиоприёмника, зато снят олень и молдинг в центре капота, а вместо молдинга - какая-то чёрная полоса, скорее всего, изолента, закрывающая отверстия.
Старые фотографии ГАЗ-21 такси третьей серии
Москва, стоянка у
метро "Площадь
Революции",
1964, 68k |
88 Ралли Москва
1964, 24k |
57-85 ММТ, Москва,
1965, 290k |
54-09 ММТ, Москва,
1968, 184k |
17-50 ММТ,
выпуск 1962-1963,
Москва, 81k |
49-39 ММТ,
Москва, 43k |
42-70 ММТ,
Москва, 72k |
53-73 ММТ,
Москва, 49k
зона посадки в такси
у вокзала,
Москва, 241k |
54-46 ММТ, автор,
Москва, 1968-69, 20k |
58-23 ММТ,
Москва, 295k,
это радиотакси, с
высокой антенной
на правом крыле |
37-81 ЛЕГ,
радиотакси, 1964,
Ленинград, 213k
73-97 ЛЕГ, весна 1968,
Ленинград, 106k |
28-84 ЛЕГ,
Ленинград, 207k
88-52 СОЧ,
Сочи, 120k,
короткие шашечки |
84-01 РОД,
Новочеркасск
Ростовской обл., 193k |
37-40 РОЛ, 27 IV 1972,
Новочеркасск
Ростовской обл., 121k |
ГАЗ-21ТС, 64-44 ГРГ,
Хелвачаурский
район, Аджария,
Грузия, 142k |
ГАЗ-21ТС,
выпуск 1962-1963,
Польша, 72k |
ГАЗ-21ТС, 1968,
Прага, 190k |
ГАЗ-21Т на конвейере,
Горький, 137k |
На фотографии у метро "Площадь Революции" 1964 года такси 1962-1963 годов выпуска, у них дождевой жёлоб над ветровым и боковыми окнами спускается не до самого крыла. От места обрыва жёлоба вниз быстро образовывался яркий грязевой подтёк, поэтому в конце 1963 года ГАЗ стал доводить этот жёлоб до верхней кромки крыла. Ещё на этой фотографии хорошо видно отсутствие шашечек на багажнике. У машины "88 Ралли Москва 1964" шашечки на капоте уже нарисованы, явно вручную, да и чуть ниже того места, где с 1964 года их стали рисовать на заводе. А у машины 57-85 ММТ водосток уже доходит до крыла, а шашечек на багажнике нет и в 1965 году. Машина 54-09 ММТ очень интересна. Это явно ГАЗ-21Т по отсутствию антенны и "зелёному огоньку" за стеклом. На машине номер 5-го таксопарка, но на ней нет опознавательных знаков такси, а за стеклом пропуск "АПН", - агентства печати "Новости". Пётр Шляхин (tank-21) объяснил, что это автомобиль по талонам обслуживания для организаций или вообще переданный с водителем в аренду. На машине 49-39 ММТ хорошо видна табличка со временем окончания работы. Иногда таксист показывал на эту табличку и отказывался нас везти, потому что не успеет.