Гейдман Борис Петрович

Мишарина Ирина Энгельсовна

Вариативность в обучении математике
учащихся начальной школы

Начальная школа решает три основные задачи математического образования:

Арифметический и геометрический материал, а так же нестандартные задания для реализации этих зада даются в различных УМК (учебно-методических комплектах) в разном соотношении.

На диаграмме 1 представлено соотношение арифметического и геометрического материала, и нестандартных заданий в УМК авторов Б.П.Гейдмана, Т.В.Ивакиной, И.Э. Мишариной.

Диаграмма 1

СООТНОШЕНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКОГО И ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
И НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАНИЙ
В УМК АВТОРОВ ГЕЙДМАНА Б.П., ИВАКИНОЙ Т.В., МИШАРИНОЙ И.Э.

УМК авторов Гейдмана Б.П. и др. содержит материал для реализации базового минимума образования, и дополнительный материал для реализации вариативного обучения.

На диаграмме 2 представлено соотношение между материалами, соответствующими базовому минимуму образования, и всеми материалами УМК по основным направлениям начального математического образования.

Диаграмма 2

Процент заданий, необходимых для освоения

базового минимума по каждому направлению

Содержание базового минимума образования составляет 71 % от всех материалов УМК и распределяется по трем основным направлениям начального математического образования так, как показано на диаграмме 3.

Диаграмма 3

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ БАЗОВОГО МИНИМУМА
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

 

Содержание вариативного материала составляет 29% от всех материалов УМК и распределяется по основным направления начального математического образования так, как показано на диаграмме 4.

Диаграмма 4

СОДЕРЖАНИЕ ВАРИАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

Весь материал для вариативного обучения учащихся делится на материал для закрепления (20,7%) и материал для развития (79,3%)

УМК проработан поурочно. В задачах каждого урока используются сказочные, познавательные или бытовые сюжеты.

Соотношение между этими сюжетами варьируется в зависимости от возраста учащихся. Распределение (в %) сказочных, бытовых и познавательных сюжетов по каждой параллели представлено на диаграмме 5.

Диаграмма 5

СООТНОШЕНИЕ СКАЗОЧНЫХ, БЫТОВЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СЮЖЕТОВ ПО КАЖДОЙ ПАРАЛЛЕЛИ

В заключении на примере заданий по теме “Магические квадраты” покажем, как можно использовать вариативный материал при обучении математике младших школьников.

1 задание: заполни пустые клетки “магического” квадрата – задание базового уровня для 2 класса.

Решение:

7

 

3

 

7

8

3

 

6

 

2

6

10

9

 

 

9

4

5

2 задание: вставь в пустые клетки квадрата числа 3, 4, 5, 6, 8, 9 так, чтобы квадрат стал “магическим” - задание второго уровня сложности.

 

10

 

 

 

7

 

 

11

 

Решение:

1. Найдём сумму всех чисел, которыми надо заполнить квадрат.


3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 11 = (14 + 14 + 14 + 14) + 7 = 63

 

2. Найдём сумму чисел, стоящих в каждой строке, в каждом столбце или по каждой диагонали:

63 = 21 + 21 + 21.

3. Заполняем квадрат:

10

3

8

5

7

9

6

11

4

3 задание: Заполни пустые клетки квадрата 3 на 3 клетки числами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 так, чтобы квадрат стал “магическим” - задание олимпиадного уровня

Решение:

1. Найдём сумму всех чисел, которыми надо заполнить квадрат.

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 = (10 + 10 + 10 + 10) + 5 = 45

 

 

2. Найдём сумму чисел, стоящих в каждой строке, в каждом столбце или по каждой диагонали:

45 = 15 + 15 + 15

3. Число, стоящее в центре, участвует в трёх наборах чисел, суммы которых равны 15. Таким числом является только число 5.

 

 

 

 

5

 

 

 

 

4. Число, стоящее в середине стороны квадрата, участвует в двух наборах чисел, сумма которых равна 15. Таким числом, например, является число 1.

 

 

 

1 + 9 + 5 = 15

1 + 8 + 6 = 15

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Средний столбец (1 + 5 + 9) заполняется однозначно, а верхняя строка – двумя способами:

8

1

6

 

6

1

8

 

5

 

 

5

 

 

9

 

 

9

 

6. Заполняем квадраты

8

1

6

6

1

8

3

5

7

7

5

3

4

9

2

2

9

4

Статья размещена на сайте Прогимназии №1723 г. Москвы.